https://inosmi.ru/20221113/ssha-257773679.html
США невыгодна дальнейшая эскалация напряженности с Китаем
США невыгодна дальнейшая эскалация напряженности с Китаем
США невыгодна дальнейшая эскалация напряженности с Китаем
Встреча с Си Цзиньпином может дать Байдену шанс понизить градус напряженности в отношениях с Китаем, пишет Foreign Affairs. Известный эксперт предлагает... | 13.11.2022, ИноСМИ
2022-11-13T18:00
2022-11-13T18:00
2022-11-13T21:58
джо байден
си цзиньпин
саммит g20
foreign affairs
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24521/99/245219967_0:104:2000:1229_1920x0_80_0_0_f80de21f5f93db2de8f2792294ac3015.jpg
Как встреча Байдена с Си может переформатировать опасное соперничество.14 ноября председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Джо Байден проведут редкую по нынешним временам личную встречу на Бали в Индонезии. Оба лидера сталкиваются с серьезными проблемами дома. Несмотря на свой недавно утвержденный третий срок в качестве высшего лидера Китая, Си испытывает масштабные экономические вызовы. Он ломает голову над тем, как и когда ослабить драконовскую политику полной ликвидации COVID-19, которая разозлила граждан Китая и подорвала доверие инвесторов.К давящим на Си проблемам добавляются замедление экономического роста страны и амбициозные цели модернизации, достижение которых серьезно осложнилось новыми запретами США на экспорт передовых полупроводников в Китай. Со своей стороны, Байден сталкивается со сложной внутриполитической ситуацией, несмотря на более высокие, чем ожидалось, результаты на промежуточных выборах в США. В условиях высокой инфляции и потери контроля над Палатой представителей он стоит перед перед неотвратимой перспективой усиления оппозиции своей администрации и ее политике.Тем не менее, эти внутренние проблемы не должны отвлекать от стратегической ценности встречи Байдена и Си в кулуарах встречи G20, первой личной встречи между двумя лидерами после избрания Байдена в 2020 году. На самом деле, даже если внешне политические разногласия между ними усилятся, внутренние препятствия, с которыми сталкивается каждый них, могут создать дополнительные стимулы как для стабилизации их действий и реакций, так и для установления новых правил честной игры и позитивного видения конкуренции. На встрече и после нее у обоих лидеров есть возможность дать такой импульс двусторонним отношениям, чтобы это было выгодно обеим странам.Во-первых, на фоне острых политических и экономических вызовов по обе стороны Тихого океана уже не ясно, на чьей стороне находится время — Вашингтона или Пекина. То есть будет ли будущее все больше благоприятствовать Китаю, или и Соединенным Штатам тоже. Это означает, что у обеих сторон есть все основания стремиться к большей стабильности в отношениях в ближайшем будущем, даже если они обе увеличивают свою способность к конкуренции в предстоящие годы. До тех пор, пока эта цель не требует ни от одной из сторон идти на кардинальные уступки или подчиняться другой стороне, и Соединенные Штаты, и Китай только выиграют от периода разрядки. Более того, увод траектории соперничества от вражды и конфликта тоже высвободит политическое пространство и ресурсы с обеих сторон для продвижения комплексного и позитивного видения будущего, которое измеряет успех положительными достижениями, а не тем, в какой степени возможности соперника могут быть ослаблены или вовсе заблокированы.Следовательно, на Бали и в ближайшие недели после встречи Байден должен ясно дать понять, что Соединенные Штаты готовы работать с Китаем через многосторонние форумы, такие как G20, для решения глобальных проблем, включая мировое долговое бремя и продовольственную безопасность, и в то же время добиваясь взаимопонимания с Си о том, какие действия обеих сторон являются нормальными, а какие — нет. Усилия двух лидеров по установлению такого modus vivendi (порядка действий) становятся более сложными, но не менее важными, из-за недавних действий США по ограничению доступа Китая к передовым полупроводникам в сочетании с растущей активностью Конгресса и недавними собственными заявлениями Байдена по Тайваню. Хотя каждая из сторон, скорее всего, скептически отнесется к любым заверениям и дипломатическим инициативам другой стороны, и Байден, и Си должны быть готовы протестировать возможность того, что правительства обеих стран могут начать дискуссии в областях, представляющих общий интерес, и изучить возможные условия сосуществования. В том числе и положительное видение такого глобального управления, с которым обе стороны вполне могут жить. Такой подход необходимо будет подкрепить конструктивными действиями, демонстрирующими добрую волю сторон, что, вероятно, потребует немало времени в смысле достижения ощутимых результатов. Но альтернатива этому — ускоряющаяся спираль кризиса или даже конфликта без серьезных каналов связи — была бы намного хуже как для обеих стран, так и для всего мира.Столкновение, которого можно избежатьКак я писала в сентябрьско-октябрьском номере журнала Foreign Affairs, Соединенные Штаты и Китай в принципе находятся на пути столкновения. Хуже того, динамика действий и противодействий все больше подталкивала политиков обеих стран к определению успеха только тем, насколько они способны помешать друг другу. Если этого не остановить, эта спираль эскалации может привести к кризису вокруг Тайваня, усугубить эрозию "международного порядка, основанного на правилах" и еще больше сузить внутреннее пространство в обеих странах для прагматичных политических дискуссий, которые сосредоточены на результатах, а не на жесткой риторике. В течение нескольких месяцев после визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в августе этот цикл продолжался, несмотря на усилия обоих правительств, направленные на то, чтобы тогдашняя "демонстрация решимости" не спровоцировала прямой военный конфликт.Действительно, несмотря на слабые попытки избежать кризиса, усиливающийся хор комментаторов и даже некоторых официальных лиц в США предупреждает, что участие Америки в украинском конфликте — это всего лишь "разминка" перед гораздо более значительным и затяжным конфликтом с Китаем. Некоторые аналитики даже предполагают, что война с Китаем из-за Тайваня неизбежна. Многие из этих комментариев относятся к предполагаемому крайнему сроку или "окну", когда Китай может применить силу для возвращения Тайваня, определяя его следующими двумя-пятью годами. Идея состоит в том, что Си ищет возможность как можно скорее напасть на Тайвань, как потому, что он становится более уверенным в военных возможностях Китая, так и потому, что он понимает, что мировые военные и политические тенденции играют не в пользу Китая.Однако есть много причин полагать, что такие предположения ошибочны. Во-первых, утверждение о "немедленных действиях" Китая против Тайваня предполагает некий "крайний срок", который Си на самом деле не устанавливал, увязывая цели военной модернизации со сроками применения силы. Хотя Си ранее проводил связь между целью партии на 2049 год по "национальному омоложению" с "воссоединением", его обращение к 20-му съезду партии в октябре не включало ускорения военной модернизации или более агрессивной риторики против независимости Тайваня. На самом деле Си подчеркнул, что Китай "будет продолжать стремиться к мирному воссоединению с величайшей искренностью и максимальными усилиями". И, как отметил Джон Калвер, бывший офицер национальной разведки США в Восточной Азии, нет никаких признаков того, что Си в настоящее время мобилизует вооруженные силы и страну для крупного нападения или вторжения на Тайвань. Здесь больше беспокоят как раз риски, связанные с тем, что политики в Соединенных Штатах и Тайвань сами предпринимают официальные шаги для подтверждения статуса острова как "навечно" отдельной и суверенной страны. Ряд бывших официальных лиц США уже призвали Вашингтон пересмотреть свою политику "одного Китая" и признать Тайвань независимым государством. Такие резкие шаги могут скорее не осадить Пекин, а лишь ускорить принятие им еще более жестких мер против Тайваня и в конечном итоге спровоцировать то самое нападение, которое Соединенные Штаты стремятся предотвратить.Война из-за Тайваня больше не является немыслимой, но она ни в коем случае не является неизбежной, особенно если Соединенные Штаты будут действовать так, чтобы укрепить доверие к условным "угрозам" и относительным гарантиям, которые десятилетиями сохраняли мир вокруг острова. Растущий фатализм некоторых экспертов игнорирует заинтересованность Соединенных Штатов, Китая, Тайваня и всего мира в том, чтобы избежать войны. Даже если бы такой конфликт ограничивался применением обычных вооружений и не предусматривал бы ядерную эскалацию, он, скорее всего, повлек бы за собой жертвы в масштабах, невиданных со времен вьетнамской или корейской войн, разрушение мировой экономики, гибель многих тайваньцев и крушение с таким трудом завоеванных демократических свобод для 24 миллионов жителей Тайваня. И хотя в Вашингтоне в целом существует двухпартийная поддержка жесткой позиции в отношении Китая, опросы ясно показывают, что устойчивого консенсуса по поводу того, должны ли Соединенные Штаты рисковать жизнями десятков тысяч американских солдат, чтобы защитить Тайвань, нет. Несмотря на эту неопределенность, многие благонамеренные призывы к изменению политики США по Китаю недооценивают возможность того, что эти изменения могут значительно ухудшить ситуацию. Учтите, что в сентябрьском опросе американских экспертов и бывших правительственных чиновников о подходе Китая к проблеме Тайваня 77% респондентов заявили, что Китай немедленно вторгнется, если Тайвань провозгласит независимость, даже несмотря на то, уверен ли будет Пекин, что он может выиграть эту битву.Чем больше взаимодействия, тем больше сдерживанияВ то время как Соединенные Штаты и Тайвань прилагают усилия, чтобы затруднить Китаю вторжение на остров, лучшая стратегическая линия — это тянуть время. Это не означает, что нужно отступить или просто согласиться с требованиями Пекина. Никакие односторонние уступки — сделанные или требуемые — не были бы разумными, учитывая опасения каждой стороны, что такие компромиссы будут "присвоены" или односторонне использованы другой стороной. Однако скоординированные меры, предпринятые на взаимной основе, могут позволить Вашингтону и Пекину отойти от обнажившейся пропасти, не жертвуя оборонной готовностью или потенциалом сдерживанием. И действительно, взаимные пропорциональные шаги, предпринятые для уменьшения частоты и близости военных операций КНР вблизи Тайваня, включая поиск способов сократить недавнее увеличение числа китайских маневров вдоль центральной линии Тайваньского пролива, были бы выгодны для обороны острова.Усилия по снижению температуры ситуации также должны сочетаться с усилиями по ускорению обсуждения вопросов, по которым Соединенные Штаты и Китай могли бы работать вместе, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Такие шаги также в значительной степени способствовали бы уверению наших союзников и партнеров в том, что Соединенные Штаты разделяют их стремление к продуктивным отношениям с Китаем и что недавний односторонний экспортный контроль Вашингтона не предвещает фундаментального сдвига в политике США, направленный на сдерживание и изоляцию Китая.Соединенные Штаты и их партнеры все еще могут сформировать такой порядок взаимодействия с Пекином, который подразумевал бы поощрения и наказания для Китая в зависимости от его конкретных действий. Для этого необходимо ясно дать понять Пекину, что если китайские лидеры изменят свое поведение, они могут рассчитывать на вознаграждение, а не на принуждение. Как недавно отметил бывший сотрудник Совета национальной безопасности США Майк Грин: "Нынешний подход США заставил союзников и партнеров задуматься о том, каков будет эндшпиль Америки в отношениях с Китаем. Если уж они не отказались от возможностей взаимодействия с Китаем, то и Соединенные Штаты не должны этого делать".Возобновление усилий по дипломатическому взаимодействию с Китаем вряд ли принесет немедленные плоды, учитывая глубокое недоверие с обеих сторон и сложность установления каналов связи, выходящих за рамки существующих тем для обсуждения. Но дипломатические контакты на высоком уровне ценны как раз для того, чтобы дать политикам возможность начать процесс выработки потенциальных условий сосуществования и конкуренции, которые будут формировать ожидания, снижать риск войны и создавать пространство для сотрудничества в общих интересах.Оговоренные условия лучшеБайдену также следует использовать эту редкую встречу с Си для устранения любого недопонимания, вызванного его комментариями о Тайване в программе "60 минут" в сентябре, несмотря на его заверения в том, что Соединенные Штаты "не поощряют" независимость Тайваня. (В интервью он сказал, что "Тайвань сам выносит суждения о своей независимости... Это их решение", вызвав опасения, что Соединенные Штаты берут на себя безоговорочное обязательство защищать Тайвань, даже если остров официально провозгласит независимость и спровоцируют этим нападение Китая.) Байден должен пояснить, как он это сделал на Генеральной Ассамблее ООН, что Соединенные Штаты продолжают выступать против односторонних изменений статуса-кво любой из сторон и будут действовать, чтобы противостоять односторонним шагам к формальной независимости, "вечному" отделению Тайваня от Китая или дипломатическому признанию Тайбэя Америкой. Доверие к заверениям США о сохранении нынешнего статуса-кво имеет важное значение для успеха усилий США по сдерживанию Китая. Байден также должен более четко обозначить условия, при которых США будут расширять или ослаблять ограничения и санкции против Китая, чтобы прояснить, что политика США представляет собой выверенные и пропорциональные усилия, направленные на формирование политики и поведения Китая, а не выдвижение безоговорочных условий, направленных на сдерживание.Путем подготовки почвы для того, чтобы официальные лица с обеих сторон вновь открыли и расширили каналы связи, встреча могла бы направить двусторонние отношения в более благоприятное русло. Это особо подчеркнуло бы первые признаки появления той точки, в которой движение по спирали к конфликту начинает замедляться. В противном же случае американо-китайское соперничество рискует стать самоцелью, вынуждая лидеров Пекина и Вашингтона занимать максималистские позиции, направленные на противодействие друг другу и вытеснение из сферы их внимания поиска путей решения глобальных проблем, таких как изменение климата и пандемии. Ради благополучия, свободы и процветания народов обеих стран и всего мира лидеры в Пекине и Вашингтоне должны больше вкладывать усилий в стратегии и показатели успеха, нужного для будущего, к которому они стремятся, а не для будущего, которого они боятся. Но без дополнительных усилий по созданию надежной основы американо-китайских отношений, включая более четкое понимание того, какие конкурентные усилия бьют выше, а какие — ниже пояса, нынешняя динамика продолжит усиливать самые жесткие голоса с обеих сторон. При этом она будет маргинализировать голоса и суждения тех людей, которые выступают за конкуренцию "с ничейным результатом".Автор: Джессика Чен Вайсс (Jessica Chen Weiss) — профессор Института им. М. Зака по изучению Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона в Корнельском университете и бывший сотрудник Управления планирования внешней политики государственного департамента
/20220319/politika-253456325.html
/20221028/kitay-257314181.html
/20220901/chipy-255837589.html
/20220809/tayvan-255423093.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24521/99/245219967_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_f88ae93c557b9b1b5dc0e5e1960aea69.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
джо байден, си цзиньпин, саммит g20, foreign affairs