Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Может ли Германия себе позволить быть защитницей Европы?

FA: политика Мерца не смогла спасти экономику Германии от стагнации

© AP Photo / Ebrahim NorooziКанцлер Германии Фридрих Мерц
Канцлер Германии Фридрих Мерц - ИноСМИ, 1920, 04.01.2026
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ставка Мерца на "военную экономику" и отмену долговых ограничений должна была спасти Германию, но вместо этого привела страну к пропасти, пишет FA. Спустя семь месяцев после выборов рейтинг правительства пробил дно, экономика не растет, а США подрывают позиции Берлина. Все это может сильно помочь конкурентам канцлера из АдГ.
Судха Дэвид-Уилп (Sudha David-Wilp), Лиана Фикс (Liana Fix)
До победы Фридриха Мерца на парламентских выборах в феврале этого года перед Германией стояла денежная дилемма. Застой в экономике страны требовал существенных реформ и значительных инвестиций, чтобы реанимировать промышленность, а Соединенные Штаты призывали увеличить расходы на коллективную оборону. Бюджетный спор о том, как одновременно решить эти противоречащие друг другу, но приоритетные вопросы, привел к краху правительство канцлера Олафа Шольца. Чтобы избежать такой же судьбы, законодатели из большой коалиции Мерца в составе правоцентристского ХДС и левоцентристской СДПГ вместе с "Зелеными" договорились профинансировать эти двойные обязательства за счет заемных средств. Неожиданно Германия оказалась при деньгах.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Но спустя семь месяцев правительство Мерца так и не смогло наметить курс экономических реформ и убедить избирателей в том, что лучшие дни впереди. Смелые шаги Мерца по увеличению расходов на оборону подтвердили ведущую роль Германии в Европе, но в ущерб его популярности внутри страны. Мерц растратил значительную часть своего политического капитала на международных встречах на высшем уровне, чтобы справиться с президентом США Дональдом Трампом и защитить Украину. Но из-за этого Мерц уже не может защититься от обвинений в том, что он чрезмерно сосредоточился на внешней политике, уделяя недостаточно внимания внутренним проблемам. Правая, дружественная по отношению к России партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) воспользовалась тревогой общества по поводу экономики и существенно укрепила свои позиции в опросах общественного мнения, критикуя правительство Мерца за разбазаривание немецкого богатства ради построения "военной экономики". Усилия Мерца в оборонной сфере принесли ему похвалы из Белого дома, однако администрация Трампа неуклонно ослабляет его позиции, отказываясь от осуждения АдГ и других "патриотических европейских партий", как написано в опубликованной недавно Стратегии национальной безопасности.
Россия сорвала покровы с супероружия. Киев в ужасе, НАТО нестройно заблеяла. Москва достала из рукава смертельный козырь
У правительства Мерца мало времени на то, чтобы защититься от усиливающегося недовольства электората. Неспособность провести реформы для оживления и развития экономики Германии может поставить под угрозу общественную поддержку центристской коалиции Мерца. Если христианские демократы и социал-демократы еще больше уступят свои позиции АдГ, они могут также лишиться возможности создавать жизнеспособные коалиции в будущем. Если большая коалиция будет не в состоянии пойти по пути экономических реформ и экономического роста, она может преждевременно расколоть правительство и лишить Германию долгожданной роли лидера в Европе — в ущерб интересам США.
Бывший лидер Германии и главный соперник Мерца Ангела Меркель стала канцлером в 2005 году, потеснив его и других кандидатов. Затем ей удавалось на протяжении 16 лет оставаться у власти, избегая реформ, которые могли стать разрушительными. Мерц не может себе позволить пойти таким же политическим курсом.

Движение денег

Мерц вступил в должность с наказом усилить обороноспособность Германии и укрепить ее экономику. Чтобы избежать дебатов на тему "пушки или масло", которые неотступно преследуют многие страны Европы, Мерц отказался от традиционной приверженности своей партии бюджетной дисциплине и заставил парламент ослабить "долговой тормоз". Правило "долгового тормоза" было введено в 2009 году, и оно ограничивает дефицитные расходы бюджета 0,35% ВВП. Вскоре после федеральных выборов в этом году германский парламент внес поправки в положение препятствующее увеличению государственной задолженности, позволив неограниченно создавать бюджетный дефицит расходами на оборону и избегать значительных сокращений в таких областях, как социальное обеспечение. Мерц также согласился выделить беспрецедентные 500 миллиардов евро на восстановление разваливающейся инфраструктуры Германии.
В то же время Берлин стремится выполнить обязательства страны в вопросах европейской безопасности. Во время июньского саммита НАТО в Гааге Германия пообещала увеличить расходы на оборону до 5% ВВП к 2035 году. При этом 3,5% из этих средств пойдет на покрытие основных потребностей в военной сфере. Мерц воспользовался этой степенью бюджетной гибкости, которая непозволительна европейским коллегам Германии. Франция, например, уже имеет большую задолженность, в то время как "долговой тормоз" позволил Германии сформировать более сбалансированный бюджет и следовательно, дал ей больше пространства для маневра. Под давлением со стороны Трампа Мерц уже объявил о значительном увеличении военных расходов. Страна планирует выполнить свое обязательство в рамках НАТО намного раньше срока. Оборонный бюджет Германии, который по прогнозам составит в общей сложности 650 миллиардов евро в течение следующих пяти лет, уже сейчас является самым большим в Европейском союзе. Около 8,5 миллиарда евро в год выделяется на поддержку Украины.
Мерц также помог обеспечить продажу американского оружия на Украину после того, как администрация Трампа официально прекратила свою военную помощь. Он договорился с американским президентом о том, что Берлин и другие европейские столицы купят у Вашингтона зенитно-ракетные комплексы Patriot и отправят их в Киев. В июле генеральный секретарь НАТО Марк Рютте высоко оценил лидерство Германии и ее решимость обеспечивать общую безопасность Европы.
Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Фридрих Мерц в Берлине, Германия - ИноСМИ, 1920, 27.12.2025
Как напряжение между Мерцем и Макроном вредит всей ЕвропеПрочность Европы во многом зависит от единства Берлина и Парижа, но этот тандем начинает шататься, пишет Der Spiegel. Между Макроном и Мерцем накопились неразрешимые противоречия по многим вопросам. Не последний из них — тема переговоров с Путиным и передача Украине российских активов.

Дьявол кроется в деталях

Однако дома никто такие высокие оценки Мерцу не дает. Еще до вступления в должность канцлера Мерц знал, что усилия, которые ему придется предпринять для решения вопросов безопасности и внутренних экономических проблем, могут вызвать конфликт и популистскую реакцию на его планы. Большинство немцев поддерживают увеличение военных расходов, финансируемых за счет долгов. Но многие также хотели бы, чтобы правительство за счет долговых средств инвестировало деньги и в другие приоритетные направления, такие как промышленность, пенсии и образование.
Рост промышленности в Германии застопорился еще в 2019 году. Немецкий совет экономических экспертов подсчитал, что экономика страны вырастет на ничтожные 0,2% в 2025 году и на 0,6% в 2026 году. Экономический локомотив Европы явно отстает от своих коллег из G-7. Ориентированный на экспорт рынок Германии также пострадал от притока из Китая недорогих, субсидируемых государством высокотехнологичных товаров. Это создает угрозу немецкой автомобильной промышленности и миллионам рабочих мест. Отсутствие внутренних инвестиций с момента принятия "долгового тормоза" в 2009 году, а также новый тарифный режим Вашингтона и избыточные производственные мощности Китая сделали экономическую модель Германии недееспособной.
Теперь, когда проведена реформа долгового тормоза, большая коалиция Мерца получила доступ к достаточным бюджетным ресурсам для увеличения расходов на оборону и для проведения экономических реформ. У предыдущих правительств таких возможностей не было. Немцы издавна выступали против дефицитных расходов. Поэтому правительству Мерца надо получше обосновать такое изменение политики и использовать беспрецедентные дополнительные средства с пользой вместо того, чтобы просто их разбазарить. Мерц пытается реализовать план экономических реформ, который он называет "Повесткой 2030". Он включает снижение налогов и дерегулирование, а также некоторые сокращения социальных льгот и пособий. Но сам по себе этот план совершенно недостаточен, поскольку он не соответствует масштабам экономических проблем Германии. Страна решает свои проблемы с помощью традиционных экономических инструментов вместо того, чтобы сосредоточиться на вызове со стороны Китая, который он бросил немецкой и европейской промышленности. Кроме того, споры внутри коалиции о том, как потратить 500 миллиардов евро из инфраструктурного фонда, вызвали опасения, что члены коалиции будут использовать дефицитные расходы в качестве временной меры для латания дыр и решения давних проблем, обслуживая свои базы избирателей, а не создавая новые экономические возможности.
Неспособность обеспечить результат помогла АдГ добиться успехов. В 2021 году, во время кампании Мерца за лидерство в партии, он пообещал сократить число сторонников АдГ наполовину. Сегодня АдГ пользуется рекордно высокой поддержкой. Декабрьский опрос Института Forsa по вопросу о том, за какую партию проголосовали бы немцы, показал, что АдГ опережает консервативный лагерь Мерца. Хотя крайне правые в Германии в принципе поддерживают увеличение расходов на оборону, они выступают против финансирования путем заимствований и критикуют правительство Мерца за ослабление долгового тормоза. Взгляды АдГ на военные расходы коренятся в националистической концепции немецкой военной мощи, которую не должны сдерживать такие институты как ЕС и НАТО.
Выделение средств на оборону помогло Мерцу уладить отношения с Трампом. Но члены американского движения "Сделаем Америку снова великой", такие как вице-президент Джей Ди Вэнс и член палаты представителей республиканка из Флориды Анна Паулина Луна нашли общие интересы с АдГ и выступают за более тесное сотрудничество. Это создает реальную угрозу для Мерца, который гордится своей приверженностью трансатлантизму и пытается сохранить центр тяжести послевоенного консервативного движения Германии в неприкосновенности в борьбе против экстремистской АдГ. Новая стратегия национальной безопасности Трампа, в которой официально выражена поддержка националистическим консервативным партиям и даже звучит призыв к политическим изменениям в европейских странах, таких как Германия, стала еще одним ударом по усилиям Мерца.
В 1980-х годах легендарный председатель Христианского Социального Союза (братская партия Христианских демократов из Баварии) Франц Йозеф Штраус предупреждал, что крайне правым партиям нельзя позволить стать флангом консерватизма основного направления. ХСС должен был стать внешним кольцом этого движения. Политический спектр Германии с тех пор изменился, и АдГ прочно утвердилась в роли особенно радикальной ультраправой партии в Европе. В мае Федеральное управление по защите конституции Германии признало эту партию экстремистской. Тем не менее, она стала самой успешной ультраправой партией в истории Германии со времен Второй мировой войны.
Канцлер Германии Фридрих Мерц - ИноСМИ, 1920, 20.12.2025
Мерц изолирован в Европе: извлечет ли он урок из своего позора на саммите?Авторитет Мерца пошатнулся — он оказался в изоляции среди европейцев, пишет BZ. Канцлер Германии сделал неверную ставку и потерпел унижение: продвигаемый им план использования российских активов для финансирования Украины провалился.

Боль усиливается

Мерц оказался в трудном положении. Опасность американского отступления и российской агрессии (Россия не проявляет агрессии к ФРГ — прим. ИноСМИ) требует увеличения расходов на оборону и международной челночной дипломатии. Канцлер поднимает ставки и пытается доказать, что внешняя политика и внутреннее благополучие взаимосвязаны. Но как понял Гельмут Коль, занимавший пост канцлера Германии во времена ее воссоединения, умелая внешняя политика не гарантирует успех на выборах.
После своих первых 100 дней в должности Мерц еще более непопулярен, чем его предшественник Шольц, который стал первым за много десятилетий канцлером Германии, отбывшим на посту только один срок. По данным опроса Института Forsa, проведенного в начале декабря, 76% немцев недовольны работой канцлера.
Мерц также может стать жертвой внутренней борьбы за власть. Многие консерваторы недовольны демонтажом "долгового тормоза". Более молодая группа политиков желает реформировать пенсионную систему, против чего выступают социал-демократы. Более того, кое-кто из команды Мерца не готов строить защитную стену против АдГ и предлагает сотрудничество с этой крайне правой партией, хотя Мерц категорически против этого.
Несмотря на несовместимые приоритеты правоцентристов и левоцентристов, коалиция Мерца умудряется сохранять единство, потому что еще одни досрочные федеральные выборы могут приблизить АдГ к власти. Однако даже если внеочередного голосования не будет, большой коалиции все равно предстоят серьезные испытания в следующем году, так как в землях Германии пройдут выборы. АдГ пользуется солидной поддержкой по всей стране, а в некоторых землях бывшей Восточной Германии она по опросам серьезно опережает соперников, и ее отрыв измеряется там двузначными числами. Если АдГ одержит крупную победу на следующих федеральных выборах, создать коалицию центристов станет еще сложнее. Срок полномочий Мерца, а также лидирующая роль Германии в Европе могут оказаться недолговечными.
Канцлер Германии Фридрих Мерц - ИноСМИ, 1920, 17.12.2025
"Спасибо за подсказку" — Мерц отказался отвечать на вопрос политика из АдГ о войсках на УкраинеФридрих Мерц не смог сказать, собирается ли Германия отправлять своих солдат на Украину, пишет Welt. Немецкие читатели не удивились, что канцлер не сумел ответить на прямой вопрос и объяснили, что политик еще не знает, какой точки зрения он будет придерживаться завтра.

Все дело в умеренности

Проведение сложных реформ не является чем-то новым для Германии, и в целом это всегда делало страну сильнее. Объединение Восточной и Западной Германии в одну страну после падения Берлинской стены привело к экономическим трудностям и вызвало недовольство среди бывших восточных немцев, которые почувствовали себя гражданами второго сорта. Антииммигрантские настроения преследовали Германию в 1990-х годах, и это потребовало проведения политики интеграции. В начале XXI века "Повестка 2010" канцлера Герхарда Шредера улучшила ситуацию на рынке труда и проложила путь к экономическим реформам.
Мерц должен теперь выполнить свои обещания об обновлении посредством реализации собственной "Повестки 2030". Поскольку в течение следующих четырех лет на оборону и инфраструктурные проекты обещано выделить более триллиона евро, у Мерца есть финансовые средства для перезагрузки экономики Германии и поддержания ее политического центра. Ориентированная на экспорт экономическая модель страны нуждается в перестройке, чтобы стимулировать внутренний спрос в Германии и Европе. Необходимо выделить больше инвестиций на военно-промышленную базу, чтобы создать рабочие места для замены тех, которые традиционные немецкие производители в настоящее время теряют из-за китайского экспорта. Истинные масштабы китайской экономической угрозы только сейчас становятся понятны немецким лидерам.
Германия по умолчанию выступает за свободную торговлю, но она должна лучше координировать свою промышленную политику с остальными странами ЕС, чтобы защитить себя и остальных от худших последствий американских пошлин и перепроизводства в Китае за счет поиска новых торговых партнеров и создания конкурентоспособных европейских производственных предприятий. При нулевом росте и стареющем населении Берлин не может себе позволить нынешний уровень социальных расходов в стране. Для того, чтобы Германия оставалась экономически конкурентоспособной, она должна увеличить возраст выхода на пенсию, потому что это облегчит давление на бюджет. Инвестициями в инновации и будущие технологии нельзя пренебрегать, отдавая предпочтение социальным расходам.
Такие реформы не приведут к исчезновению АдГ как по мановению волшебной палочки. На самом деле, они могут сделать эту партию еще сильнее в краткосрочной перспективе. Как и в других устоявшихся западных демократиях, у Германии сейчас есть крайне правая партия, прочно встроенная в ее политическую систему и понемногу ослабляющая ведущие партии. Но Мерц и его коалиция могут подорвать легитимность АдГ, показав избирателям, что обеспечение европейской безопасности и инвестиции в оборону Германии откроют новую эру экономического роста и конкурентоспособности. Для того, чтобы наладить трансатлантические отношения с Трампом, сдержать российскую агрессию, противостоять экономическому давлению со стороны Китая и ослабить опасения и тревоги внутри страны, Германии нужен центризм Мерца, а не экстремизм АдГ.
Судха Дэвид-Уилп (Sudha David-Wilp) — вице-президент и старший научный сотрудник Германского фонда Маршалла США.
Лиана Фикс (Liana Fix) — старший научный сотрудник Совета по международным отношениям и адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета.
 
Популярные комментарии
м
макс
24
///Но как понял Гельмут Коль, занимавший пост канцлера Германии во времена ее воссоединения, умелая внешняя политика не гарантирует успех на выборах/// ___________ Но его гарантируют фальсификации выборов по молдавско-румынскому образцу...
МА
Макс АнтиНАТОвец
20
Очкастое нацистское чмо упорно тащит Германию в пропасть. Не стоит ему мешать, это полезный идиот.