Скандинавские СМИ не прекращают поиски российской пропаганды. Демонстрация фильма Оливера Стоуна о президенте Путине по государственному телевидению SVT настолько задела шведские СМИ, что они живо обсуждают эту тему даже месяц спустя. Журналист Иоаким Бруман назвал SVT «рупором российской пропаганды». «Фильм плох, а решение его транслировать — еще хуже! — считает Бруман. — Для обычного телезрителя необыкновенно сложно понять, где здесь правда, а где дезинформация». Показ фильма предварялся интервью с журналистом-международником и сопровождался «очень критическим» фильмом на ту же тему собственного производства SVT. Но этого недостаточно, по мнению Иоакима Брумана — «нет же никакой гарантии, что те, кто видел фильм Стоуна, непременно посмотрел и критикующие его передачи!».
Телевидению припомнили показ фильма о России в декабре 2016 года и об Украине весной 2017 года. «На этих двух примерах квота дружественных Путину программ должна была быть исчерпана! — призывает Иоаким Бруман. — SVT не следует думать, что истина и настоящее журналистское расследование — это рассуждение на тему „с одной стороны так, а с другой стороны — совсем по-другому“. … Фильм Оливера Стоуна надо выбросить в мусорную корзину!» (Eskilstuna-Kuriren, 03.09).
Другим примером российской пропаганды для шведских СМИ стала популярная интернет-платформа In the Now. «Набор клипов, статей и новостей; а ведь никто и не подозревает, что это русская пропаганда, созданная и финансируемая Кремлем!», — пишет о ней журналист Линус Ларссон. Один из видеосюжетов показывает, как «Путин стоит под проливным дождем без зонта — настоящий мужчина и лидер». «Зритель не знает, что этот ресурс — часть RT, российской государственной империи СМИ, которую основал Кремль, чтобы склонить международное общественное мнение в нужную ему сторону». Автор призывает соотечественников не распространять информацию из этого источника, чтобы «пресечь вирусную активность Кремля» (Dagens Nyheter, 31.08).
Тема противодействия России оказалась настолько важна для Швеции, что ее даже обсуждали на специальной конференции в городе Карлстаде. «Россия — главная и непосредственная угроза, — передает репортер настроение экспертов, — но больше всего нас беспокоит вовсе не военная сторона дела». Преподаватель стратегии и государственной безопасности Высшей военной школы Томас Рис рассказывает: «У нас и в мыслях нет возможности военного вторжения [со стороны России]… Если уж на нас нападут, то на 80 — 90% — не военными средствами. Они попытаются нанести функциональный и социальный ущерб, выведя из строя телефон, банковскую систему и / или электричество». Вместе с тем Томас Рис говорит о «сигналах, указывающих на возможность военного вмешательства»: «Путин может решить, что ему надо действовать за рубежом, чтобы сохранить свое положение внутри страны. Ведь именно так и случилось с Украиной в 2014 году!»
Участники конференции весьма обеспокоены военными учениями «Запад — 2017». «С военной точки зрения Россию интересует Балтийское море. На пути к нему лежат прибалтийские страны, и даже с помощью НАТО вряд ли удастся их защитить от российского нападения. Однако для Швеции вопрос российского вторжения не так актуален. Скорее всего, Россия в случае военного кризиса будет угрожать использованием ядерного оружия». Чтобы обезопасить страну, проводится работа по созданию всеобъемлющей системы гражданской обороны. Муниципальные власти уже получили на эти цели дополнительное финансирование, пишет газета Nya Wermlands-Tidningen (30.08).
Двое активистов из пригорода Бергена решили, что «Норвегии пора забыть о том, что случилось в Крыму. И снова начать говорить с Россией». «Очень печально, что у нас в Норвегии создается образ русских как опасных и ненадежных людей», — говорит Хендрик Вебер. Вместе с женой (они — частные предприниматели) он создал группу «Народная дипломатия в Норвегии» и через месяц собирается в Крым во главе группы из 10-12 норвежцев. «Орган русской пропаганды Sputnik уже преподнес это событие как посещение Крыма делегацией бизнесменов!» — сообщает журналист Эйстейн Буген.
МИД Норвегии заявляет: «Мы самым серьезным образом предостерегаем всех от посещения Крыма,… поскольку такие визиты могу дать [России] возможность узаконить аннексию [Крыма]». Посольство Украины в Норвегии тоже настроено очень отрицательно, добавляет автор. Со своей стороны, «народных дипломатов» не пугает ни угроза тюрьмы (на Украине), ни критика МИДа Норвегии, сообщается в сюжете. «Мы стоим за диалог между обычными людьми, — говорит Хендрик Вебер. — Поездка запланирована и не будет отменена» (TV 2, 03.09).
Датская газета Information продолжают серию публикаций, посвященных Октябрьской революции. «Русская революция стала трагедией для социализма, — утверждает историк, доктор философии Мортен Тинг. — Победу Октября приветствовали соратники, в частности, в Дании. Социал-демократы Фредерик Боргбьерг и Эрнст Кристиансен лично отправились в Россию, чтобы увидеть все своими глазами и рассказать у себя дома. Но то, что случилось потом, им не понравилось… Их реакция дает хорошую картину того, какие последствия события в России имели для социализма и восприятия революционных идей в левом движении Западной Европы».
Автор подчеркивает, что «российская социал-демократия очень отличалась от западноевропейской, поскольку находилась в подполье и не имела опыта работы в демократическом обществе». «Социализм в Европе и США был оппозицией всему консервативному и религиозному в отжившем обществе. [Социализм в России] стал не развитием демократии, а ее концом; не улучшением, а ухудшением условий жизни для рабочих; не прорывом к мечте, а монашеским орденом, требовавшим все новых и новых жертв… Это печально, особенно сейчас, когда бездумное капиталистическое потребление угрожает климату, природе и самому капитализму — пора, наконец, поговорить об альтернативе слепому накоплению богатств» (Information, 04.09).
«У нас в Швеции такого быть не может!» — так прокомментировали ситуацию с возможным завершением карьеры фигуристками Юлией Липницкой и Аделиной Сотниковой ввиду проблем со здоровьем в местной федерации фигурного катания. «А вот для России это обычное дело, — говорит председатель шведского союза фигуристов Катарина Хенрикссон. — Посмотрите на историю фигурного катания в СССР и в России — они там нередко начинают тренироваться очень юными. Мы у себя в Швеции приняли профилактические меры, как психологические, так и в плане питания. А там другая культура и другие требования. Печально…» (Aftonbladet, 30.08).
Норвежская газета Dagsavisen публикует рассказ о положении секс-меньшинств в Чечне. «Благодаря расследованию „Новой газеты“ новости о содержащихся в концентрационных лагерях чеченских гомосексуалистах обошли весь мир», — пишет Dagsavisen. «Активист правозащитного движения ЛГБТ» Игорь Кочетков, прибывший в Норвегию по приглашению Хельсинкского комитета, сообщает, что за полгода «ему удалось спасти 70 гомосексуалистов. Теперь должны вмешаться Норвегия и вся Европа, говорит он: «Мы переоценивали свою цивилизацию. Россия — часть Европы, а вы, европейцы, очень наивны и не понимаете Европы, в которой живете». За деятельность против закона о пропаганде гомосексуализма Кочетков вошел в число 100 выдающихся философов мира по версии издания Foreign Policy, а также был номинирован на Нобелевскую премию мира (Dagsavisen, 31.08).
В Швеции давно и с большой выгодой для себя занимаются перемещенными культурными ценностями. «Мы ожидаем нашествия олигархов из России», — пишет деловое издание Dagens Industri. На аукцион выставлен портрет Екатерины Долгоруковой, морганатической жены императора Александра II. Полотно датируется 1880 годом, о его существовании ценители искусства знали давно, однако не была точно известна его послереволюционная судьба. Считается, что все это время он мирно висел где-то в Швеции. Дополнительный ажиотаж, по мысли устроителей аукциона, должно вызвать то, что портрет написан художником Константином Маковским во время отдыха императорской семьи в Крыму (Dagens Industri, 03.09).
О другом культурном приобретении из России рассказывает одна из старейших газет Швеции Norrländska Socialdemokraten (NSD). Двадцатилетняя Даша Кустовская всего два года назад переехала с семьей из Ростова-на-Дону в небольшой город Буден на севере Швеции, и уже «покорила жюри и миллионную ТВ-аудиторию шоу „Идол“». «В России у меня не осталось друзей, — рассказывает Даша, — там все пытались меня изменить». Она же вместо этого покрасила волосы, навела татуировки и бросила учебу, чтобы уехать в Швецию, рассказывает газета.
«В Швеции она нашла радость, любовь и уверенность в завтрашнем дне, она нисколько не жалеет о теплом Черном море. Здесь холодно, но у людей горячие сердца, говорит Даша. В России ее били и подавляли, здесь же она расцвела», — заключает газета. Успеха Даше Кустовской желает и другой представитель города Будена, победитель шведского шоу «Мы ищем таланты» за 2016 год Ибрагим Насруллаев, также приехавший в Швецию два года назад, но уже из Баку (NSD, 03.09).