https://inosmi.ru/20220410/sanktsii-253738695.html
Спираль западных санкций грозит привести к войне в Европе
Спираль западных санкций грозит привести к войне в Европе
Спираль западных санкций грозит привести к войне в Европе
Признание Москвой независимости республик Донбасса ускорило раскручивание спирали западных санкций против России, пишет Le Monde diplomatique. Хотя эти меры... | 10.04.2022, ИноСМИ
2022-04-10T00:12
2022-04-10T00:12
2022-04-10T06:53
политика
россия
сша
ес
совет безопасности
оон
северный поток — 2
le monde diplomatique
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/04/07/253722183_0:0:3073:1728_1920x0_80_0_0_15818427964c98c7926a2f46d4491441.jpg
Элен Ришар (Hélène Richard), Анн-Сесиль Робер (Anne-Cécile Robert)Признав независимость двух сепаратистских регионов, президент Владимир Путин ускорил раскручивание спирали западных санкций против России: внесение лидеров в чёрные списки, эмбарго, финансовые ограничения и т. д. И хотя эти меры редко бывают эффективными, Вашингтон и Европейский Союз используют их всё чаще."Если Путин вторгнется на Украину, то пусть он знает, что уже через пять минут не сможет даже купить газировку в автомате", - заявил журналистам конгрессмен-демократ Сет Моултон во время визита в Киев в конце декабря 2021 года. В начале января его однопартийцы представили законопроект, который предусматривал введение "превентивных санкций" – нетривиальное понятие в международных отношениях, предполагающее возмездие за нечто гипотетическое.Документом обещано "в случае эскалации" запретить крупнейшим российским банкам использовать доллар и систему передачи финансовых сообщений SWIFT, через которую осуществляется большинство межбанковских сделок по всему миру. Кроме того, России сулили эмбарго на поставки высоких технологий и блокирование ввода в эксплуатацию газопровода "Северный поток – 2". Этих угроз оказалось недостаточно, чтобы остановить Владимира Путина. На следующий день после того, как Кремль признал независимость сепаратистских республик Донбасса, из западного лагеря посыпались заявления о новых санкциях – попытка заставить Москву пойти на попятный.Конечно, использование экономического давления для того, чтобы подчинить себе противника, – метод, придуманный вовсе не Соединёнными Штатами. История международных отношений изобилует подобными примерами. Достаточно вспомнить, например, континентальную блокаду, наложенную Наполеоном на Англию в 1806 году. Или блокаду, предпринятую президентом Авраамом Линкольном против южных штатов во время Гражданской войны в США (1861–1865 гг.). Эти меры предшествовали конфликту и обычно продолжались после его начала. Но в начале ХХ века президент США Вудро Вильсон, уже осознавая экономическую мощь своей страны, понял, что такого рода действия вполне могут заменить войну."Тому, кто выберет эту экономическую, мирную, спокойную и смертоносную стратегию, не придётся прибегать к силе. Это не такая уж страшная мера. Она не губит ни одной жизни за пределами страны, подвергающейся бойкоту. Но оказывает на эту страну давление, которому, по моему мнению, не может противостоять ни одна современная нация", – заявил он уже во время переговоров по поводу Версальского мира в 1919 году.Тогда же была создана Лига Наций (ЛН) – постоянно действующая организация для контроля за международными отношениями. Она была наделена правом самостоятельно вводить санкции, чтобы не допустить перерастания разногласий между странами в войну. Агрессия со стороны нацистской Германии, Японии и Италии загубила этот проект на корню. В 1945 году идея обрела второе рождение в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), в котором подчёркивался принцип мирного разрешения споров между государствами и запрещалось применение силы (статья 2). В случае угрозы миру или посягательства на мир специальный орган – Совет Безопасности, и только он, обладал полномочиями вводить санкции для прекращения беспорядков. Статья 41 Устава устанавливает далеко не исчерпывающий перечень возможных ограничений: "полное или частичное прекращение экономических отношений, отказ от использования железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радиоэлектронных и других средств связи, а также разрыв дипломатических отношений". Со временем спектр санкций расширился: в него добавились экономические (коммерческие и финансовые), военные (эмбарго на поставки оружия), дипломатические, культурные и спортивные ограничения. Это свидетельствует о стремлении ООН контролировать приёмы, которые намного чаще используются крупными державами, чем остальными странами.Но соперничество между блоками разыгрывалось за пределами правил, установленных ООН. Уже в 1950 году США добились создания "координационного комитета по многостороннему контролю за экспортными операциями" – неофициальной организации, размещенной в американском посольстве в Париже. Её цель состояла в том, чтобы препятствовать экспорту военной и гражданской продукции и технологий в страны коммунистического мира. Удушение противника по-прежнему является одним из орудий американского арсенала, применяемого против Кубы (с 1962 года), Вьетнама (1975-1994 годы, за исключением эмбарго на поставки оружия, которое было приостановлено только в 2016 году) и Северной Кореи (с 1950 года). Тогда же арабские страны-экспортеры нефти перекрыли краны для Израиля и его союзников. Принятие многосторонних санкций Советом Безопасности ограничивалось знаковыми случаями: эмбарго на поставки оружия против расистского режима в ЮАР в 1963 году (подтверждено в 1977 году), затем против одностороннего провозглашения белыми независимости Южной Родезии (будущего Зимбабве) в 1965 году.Распад Советского Союза в 1991 году положил начало так называемому "десятилетию санкций", в течение которого Совет Безопасности ввёл не менее тринадцати ограничений, включая эмбарго против Ирака за аннексию Кувейта в 1990 году – вопиющее нарушение международного права – и в 1993 году против Ливии, руководимой Муаммаром Каддафи, за ее участие в двух воздушных терактах (над шотландским городом Локерби в 1988 году и в Нигере в 1989-м). Эта мера дала желаемый результат: Триполи признал свою ответственность (1999 год), отказался от запланированной разработки оружия массового уничтожения (2003 год) и согласился сотрудничать с международными организациями, проводившими расследования. В то время Соединённые Штаты пользовались доминирующим влиянием в Совете Безопасности. Однако, начиная с 1990-х годов, они стали использовать механизмы принуждения в обход этой организации. В период с 1918 по 1998 годы правительство США сто пятнадцать раз ограничивало торговлю со странами из санкционного списка, в том числе шестьдесят четыре раза только в 1990-х годах, преимущественно в одностороннем порядке. В 1997 году под санкциями США жила половина населения планеты.Отсутствие чёткой правовой базыПоворотным моментом стало введение чрезвычайно жесткого торгового, финансового и военного эмбарго против Ирака 6 августа 1990 года. Оно действовало в течение десяти лет после первой войны в Персидском заливе, одобренной Советом Безопасности. А также разрушило экономику страны, укрепило правящий режим, который извлекал выгоду из контрабанды в обход санкций, и вызвало дефицит продовольствия и медикаментов. По данным Детского фонда ООН, погибло 500 тысяч детей. Но "оно того стоило", заметила в 1996 году Мадлен Олбрайт, тогдашний представитель США при ООН. Заместитель Генерального секретаря ООН и координатор деятельности гуманитарных миссий в Ираке Денис Холлидей подал в отставку в 1998 году в знак протеста против "уничтожения целого общества". Эмбарго против режима апартеида приветствовалось как необходимое зло самим Нельсоном Манделой. Однако после ситуации в Ираке раздавались голоса, критиковавшие саму политику эмбарго, потому что оно без разбора бьёт по целым группам населения, далеко не всегда причиняя вред руководству страны. Идея о том, что экономические санкции всегда менее пагубны, чем отправка войск, также доказала свою несостоятельность.Эта критика привела к разработке новой категории ограничений, известных как "целевые", или "умные" санкции, в отличие от общего эмбарго, считающегося несправедливым и "неразборчивым". Например, они направлены на определенные виды продукции, такие как нефть, алмазы, древесина, оружие. При этом они обходят товары первой необходимости (продовольствие, медикаменты). Кроме того, Совет Безопасности ООН, как и государства в своих двусторонних отношениях, порой назначает организации и частных лиц ответственными за беспорядки и преступления на международной арене. В 1998 году были заморожены зарубежные активы хунты, захватившей власть в Сьерра-Леоне, и счета лидеров Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА), а также их родственников. Им также был запрещён въезд в некоторые страны. Изначально считавшиеся исключительными, эти индивидуальные меры получили более широкое распространение после 11 сентября 2001 года, когда началось преследование лидеров "Аль-Каиды"* и борьба с финансированием терроризма. Конечно, легче достичь консенсуса между пятью постоянными членами Совета Безопасности. Потому африканский континент (Судан, Кения, Сомали, Демократическая Республика Конго и т. д.) больше других пострадал от этих многосторонних индивидуальных санкций, направленных против глав государств, министров, военных, руководителей разведки и полиции, полевых командиров и контрабандистов.Правовая база остается неясной: люди подвергаются санкциям без суда и следствия и не имеют реальной возможности оспорить их. Под ударом может оказаться и близкий круг их друзей и родственников. Порой несчастливое совпадение имён и фамилий оборачивается длительной путаницей. Необходимость введения правовых гарантий была отмечена Судом Европейского Союза – одной из немногих инстанций, в которые можно обратиться за рассмотрением подобных дел. Воцаряется произвол, как это уже было, когда Вашингтон и Брюссель вводили санкции против российских олигархов за аннексию Крыма в 2014 году, в которой те не принимали никакого участия.Ещё одним малоизвестным фактором, влияющим на санкционную политику, является активное использование аргументов, основанных на нарушении прав человека и на рассуждениях о сущности некоторых режимов, считающихся недемократическими. Если в конце 1960-х годов такие опасения оправдывали менее 20% санкционных мер по всему миру, то в 2019 году они фигурировали более чем в 42% случаев. Но Совет Безопасности, чья миссия заключается, прежде всего, в обеспечении безопасности и мира между народами, редко вмешивается в ситуацию только на этих основаниях. Например, 17 мая 1994 года он обосновал эмбарго на поставки оружия в Руанду тем, что "сложившаяся ситуация" ("массовые убийства", "этническое насилие", "беженцы") представляет собой "угрозу миру и безопасности в регионе". В 2011 году Совет Безопасности ссылался на опасность репрессий против гражданского населения, когда поддержал введение эмбарго на поставки оружия в Ливию и одобрил начало сомнительной международной военной интервенции.Но на подобные обстоятельства ссылаются прежде всего США и члены Европейского союза. Соединенные Штаты запустили этот процесс в конце 1974 года, приняв поправку Джексона-Вэника к Закону о торговле, которая обусловила выдачу кредитов и предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования либерализацией его миграционной политики. Впервые была установлена "зависимость (...) между правами человека и торговлей. То есть оригинальность этого тезиса заключается в связывании внешней и внутренней политики". Вашингтон нормализовал свои экономические отношения с Россией только в 2012 году, когда был принят "Закон Магнитского". Конгресс принял его при одном условии: предоставить возможность для преследования российских граждан, виновных в нарушении прав человека, без упоминания России как государства. Принятый в 2017 году при президенте Дональде Трампе и поддержанный его преемником Джо Байденом, "Глобальный закон Магнитского" распространяет этот принцип на весь остальной мир и на акты коррупции. Теперь список людей и организаций, против которых направлены действия США, содержит 1 623 страницы и почти 37 тысяч записей...После заключения Маастрихтского (1992) и Лиссабонского (2007) договоров, обозначивших контуры Общеевропейской политики безопасности (ОЕПБ), Европейский Союз стал вторым по величине источником санкций в мире после США. Его цель – "обеспечить соблюдение прав человека, демократии, верховенства закона и надлежащего управления". Как и Соединенные Штаты, ЕС даже создал новый инструмент для наказания лиц, нарушающих права человека, своего рода европейский "Закон Магнитского". 22 марта 2021 года Европейский совет принял ограничительные меры в отношении 28 физических лиц и четырёх организаций из России, Китая, Северной Кореи, Ливии, Эритреи и Южного Судана.С определенной долей простодушия Европейский Союз, как и Соединенные Штаты, играет роль благородного рыцаря. При этом не обходится без противоречий. Дело в том, что Запад, пусть беспорядочно и с разной интенсивностью, ввёл, наконец, санкции против Саудовской Аравии за убийство журналиста Джамаля Хашогги (2018). Однако Израиль так и не попал под его удар, несмотря на резолюцию Совета Безопасности 2016 года, которая впервые осудила оккупацию палестинских территорий, занятых после 1967 года, включая Восточный Иерусалим. Развернувшиеся же в Европейском Союзе дебаты о том, что делать с Россией, привели к некоторым прорывам на риторическом фронте. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен судя по всему поддержала позицию США в том, что "Северный поток – 2 не может быть априори исключён из списка [превентивных] санкций". "Мы хотим строить мир будущего как демократические страны, вместе с партнерами-единомышленниками", – добавила она. Среди партнёров в сфере энергетики, которые могли бы заменить Россию, глава ЕС назвала нефтяную монархию (Катар), диктатуру, близкую к очень авторитарной Турции (Азербайджан) и страну, находящуюся под военным правлением (Египет).В соответствии с сиюминутными интересамиРоль благородного рыцаря обязывает быть непогрешимым. Например, находящийся в лондонской тюрьме разоблачитель Джулиан Ассанж, за которым охотятся Соединенные Штаты, может считаться идеальным кандидатом на политическое убежище, которое не желает предоставить ему ни один член Европейского Союза. В контексте миграционного кризиса, конвенция 1951 года о беженцах странами ЕС уже не соблюдается. В первые дни председательства Франции, Amnesty International выразила обеспокоенность посягательствами на гражданские свободы в Евросоюзе. Вправе ли ЕС, постоянно страдающий от "дефицита демократии", давать кому-либо уроки? Наконец, США ратифицировали только пять из восемнадцати международных договоров по правам человека.Если Запад не бьёт по всем диктатурам одинаково, то Вашингтон выстраивает применение своих санкционных мер в соответствии с сиюминутными геополитическими интересами. Например, Индия активизировала военное сотрудничество с Россией, подписав ряд контрактов на сумму 13,5 миллиардов долларов в период с 2018 по 2020 годы. Однако Вашингтон не счел нужным задействовать против Нью-Дели свой Закон о борьбе с противниками Америки (CAATSA, принят в 2017 году), который предусматривает наказание за прямую или косвенную поддержку российского оборонного сектора. Следует сказать, что США заигрывает с Нью-Дели в надежде заманить его в свой антикитайский альянс. Казначейство США было не слишком снисходительно к европейским компаниям. В 2019 году оно оштрафовала двадцать пять из них на общую сумму 1,288 миллиардв долларов. Британский банк Standard Chartered поплатился 657 миллионами долларов, в частности, за нарушение иранского эмбарго. А итальянский банк UniCredit по тем же причинам был вынужден выплатить 611 миллионов долларов.Санкции, буднично используемые Вашингтоном для защиты его интересов, играют для европейцев и другую роль, скорее внутреннего, чем международного характера. Дело в том, что санкции являются "единственным инструментом внешней политики принуждения, доступным Евросоюзу". Они несут в себе мощный символический заряд, позволяющий этой организации выглядеть единой на международной арене, и тем самым подкрепляя видимость её существования посредством мер с богатым духовным содержанием. Определяя, вслед за Вашингтоном, свою позицию в отношении внутриполитического конфликта между президентом Венесуэлы Николасом Мадуро и его самопровозглашенным соперником Хуаном Гуайдо, страны ЕС едины в своем осуждении "упущенной возможности для демократии", что ведёт к наложению санкций. Наряду с принципиальными заявлениями, в Евросоюзе сохраняются разногласия по основополагающим вопросам безопасности и мира. Прибалтика и Польша настаивают на политической конфронтации с Россией по географическим и историческим причинам, в то время как немцы, будучи более прагматичными, думают прежде всего о поставках газа.Обращаясь к Совету Безопасности 15 сентября 1997 года, Генеральная Ассамблея ООН напомнила, что санкции являются крайней мерой, допустимой только тогда, когда все остальные шаги не принесли результата. "Односторонние принудительные меры Европейского Союза наносят ущерб дипломатии (...), – сказала Клэр Дейли, депутат Европейского парламента от Ирландии. – Это орудие для поддержания гегемонии, которая уже не имеет смысла в многополярном мире".Систематическое введение ограничений иногда приводит к эффектам, противоположным ожидаемым. В частности, к усилению народной поддержки режима, подвергающегося санкциям, как это было в Мали в 2021 и 2022 годах. Оно также может подтолкнуть государства, страдающие от санкций, к решительным действиям.Поведение Москвы – хрестоматийный случай. Постоянно находясь под гнётом ограничений, Россия попыталась адаптироваться к ним и даже извлечь из них выгоду. В ответ на недовольство вмешательством в дела Украины, Москва наложила эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из Европейского Союза, Северной Америки, Австралии и Норвегии. Протекционистский эффект этих мер дал толчок развитию внутреннего производства. В 2020 году продажи сельскохозяйственной продукции за рубеж достигли рекордного уровня в 30 миллиардов долларов США, что превысило доходы от поставок природного газа. Так Россия, впервые со времен советской коллективизации, стала нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции.Соотношение сил становится всё более очевиднымВ финансовой сфере Россия стремится ограничить свою зависимость от доллара и финансовой системы, в которой доминируют США. Центральный банк страны накопил значительные резервы (эквивалентные трети валового внутреннего продукта – ВВП), чтобы предотвратить любые посягательства на свою валюту. В 2018 году Россия первой из развивающихся стран стала активно избавляться от казначейских облигаций США и обменивать часть из них на суверенный долг Китая, крупнейшим иностранным покупателем которого стала Москва.Аналогичным образом, Россия стремится защитить свою банковскую систему от дестабилизации со стороны Запада. В 2015 году Москва создала собственную систему обмена финансовыми сообщениями (SPFS), а также запустила в обращение национальную банковскую карту "Мир", которая позволит проводить операции внутри страны, если Запад исключит Россию из SWIFT. В 2021 году 87% населения имели карту "Мир". Но на нее приходилось не более четверти всех сделок, поскольку представители среднего класса продолжают отдавать предпочтение западным картам, которые можно использовать за рубежом.Москва может рассчитывать на поддержку Пекина в противостоянии с "международным сообществом", то есть с Организацией Объединенных Наций, в связи с резким расширением санкционных мер после распада Советского Союза. "Только санкции Совета Безопасности являются законными" и представляют собой "серьёзный инструмент реагирования на угрозы в мире", – заявил заместитель представителя России при ООН Дмитрий Полянский на дебатах в Совете Безопасности 6 февраля 2022 года. В том же ключе высказался представитель Китая Чжан Цзюнь, по словам которого "односторонние принудительные санкции (...) только делают ещё более очевидным соотношение сил". Он отметил, что страны, применяющие такие санкции, зависимы от них, как от "наркотика", и призвал "немедленно отказаться от них". И Москва, и Пекин ссылаются на принцип невмешательства во внутренние дела (статья 2 Устава ООН). В этом вопросе Китай действует последовательно, отказываясь признавать аннексию Крыма.Однако Москва и Пекин не отвергают санкции как таковые. С 1971 года Китай ограничил свои торговые отношения со странами, признающими Тайвань. Со своей стороны, Россия приостановила чартерные рейсы в Турцию в 2015 году, вновь ввела визовый режим и наложила эмбарго на поставки фруктов и овощей после того, как российский самолет был сбит турецкой армией на границе с Сирией. Россия и Китай предпочитают действовать обходными путями вместо того, чтобы прибегать к односторонним мерам. Так, в качестве ответной санкции Москва ввела эмбарго на поставки свинины из Европы, официально объяснив своё решение обнаружением случаев африканской чумы свиней. Пекин применил тот же подход, исключив Литву из своих таможенных реестров после открытия в Вильнюсе "представительства Тайваня", и не только его столицы, Тайбэя. Впрочем, порой Пекин предпочитает идти более официальным путём: он опубликовал список из четырнадцати претензий после того, как Канберра потребовала расследовать происхождение COVID-19. Тем временем австралийский текстиль, вино и уголь с трудом пересекают китайскую границу.Несмотря на эту зарождающуюся активность, на долю России и Китая в 2020 году приходилось лишь 3% событий, связанных с санкциями (принятие, отмена, продление, судебные решения), что значительно меньше, чем аналогичный показатель США (53%). Сдержанность объясняется также экономической реальностью: ни Пекин, ни Москва не располагают таким оружием как доллар. Угроза запретить доллар позволяет США навязывать миру свои режимы санкций, и именно этой непомерной власти пытается противостоять российско-китайский тандем. В 2020 году объём их двусторонних торговых расчетов в долларах США снизился до 46%, тогда как в 2015-м он достигал 90%. Двадцать три российских банка подключены к китайской системе обмена финансовыми сообщениями (CIPS) (и только один китайский банк представлен в российской системе SPFS). Однако CIPS является лишь резервной системой, на которую приходится всего 0,3% трафика SWIFT, и не составляет серьезной конкуренции западному аналогу.В том, что касается Китая и России, Европа, похоже, смирилась с собственным бессилием. Европейский Союз пострадал от выхода Соединенных Штатов из ядерного соглашения с Ираном в 2018 году, хотя и почти никак не отреагировал на этот шаг. Несмотря на просьбы Европы, SWIFT, штаб-квартира которой расположена в Брюсселе, поспешила исключить иранские банки, опасаясь вторичных санкций со стороны США. Европейская комиссия все же попыталась создать "специальную организацию" для продолжения торговли с Тегераном. Но её первая сделка состоялась только в марте 2020 года и касалась медицинского оборудования... разрешенного американским законодательством. Теоретически этот механизм может обеспечить импорт нефти, но только в рамках исключений, одобренных Вашингтоном. В любом случае, ни один европейский холдинг не предложил купить её: страховые компании отказываются страховать грузы тех немногих судоходных компаний, которые готовы перевозить такой товар.Некоторый реализмПризнание Россией самопровозглашенных республик Донбасса, нарушающее целостность и суверенитет Украины, демонстрирует провал санкционной политики Запада, проводимой на протяжении последних восьми лет.Тем не менее, этот шаг вызвал целый шквал новых ответных мер, которые ранее никогда не были успешными, даже если применялись к государствам менее мощным и менее изолированным, чем Россия. Поэтому вероятность их успеха и на этот раз весьма невелика.За два месяца до признания независимости Донбасса бывший посол Франции Жерар Аро, выступая за определенный реализм, напомнил, что "даже у диктатур могут быть законные поводы для беспокойства в сфере геополитики" (твит от 15 декабря 2021 года). Попытки диалога с Москвой зашли в тупик. Может быть, они запоздали? Так и не оправившись после признания Западом независимости Косово, Россия регулярно заявляет о нарушении основных соглашений по контролю над вооружениями в Европе, унаследованных от времён холодной войны. Разразившийся кризис напоминает нам о том, как опасно пренебрегать вопросами коллективной безопасности.Международная политика, которая все больше напоминает цепь свершившихся фактов, как на Западе, так и в России, и следующих за ними ультиматумов, которые подталкивают к принятию ответных мер, на днях показала свою неэффективность и опасность. Будучи жалкой заменой дипломатии, спираль односторонних мер теперь грозит привести к войне в Европе.* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ИноСМИ
/20220406/sanktsii-253696147.html
/20220402/sanktsii-253660235.html
/20220402/sanktsii-253658833.html
/20220331/sanktsii-253627718.html
россия
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/04/07/253722183_113:0:2844:2048_1920x0_80_0_0_4af009a037b9a2356db99c24c7fd66bb.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
политика, россия, сша, ес, совет безопасности, оон, северный поток — 2, le monde diplomatique