https://inosmi.ru/20221211/semya-258540125.html
На Западе захотели отказаться от института семьи
На Западе захотели отказаться от института семьи
На Западе захотели отказаться от института семьи
В трудные времена человек, как правило, замыкается в рамках семьи, утверждает в беседе с Rádio Universum социолог Дана Гамплова. Однако общество долгое время... | 11.12.2022, ИноСМИ
2022-12-11T01:30
2022-12-11T01:30
2022-12-11T01:30
общество
европа
чехия
семья
radio universum
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25071/35/250713593_0:0:1921:1080_1920x0_80_0_0_0d24c978beb8025ff4a6066b050d14fe.jpg
Замкнемся ли мы опять в рамках семьи в момент, когда на горизонте маячат трудные времена? У нас это уже стало традицией. При оккупации во время Второй мировой войны в Чехии рождалось много детей, при нормализации мы скрывались на дачах и в деревнях, а во время кризиса 2008 года сократилось количество разводов. Об этих вещах мы уже поговорили как-то с профессором социологом Даной Гампловой, как и об укреплении семейных уз, которые защищали от враждебной окружающей среды или компенсировали неработающие услуги. Теперь в наши двери стучатся сразу несколько кризисов. Тут нельзя не добавить, что если семья — основа государства, то эту основу долгое время намеренно разрушали, а в последнее время еще и с энтузиазмом оспаривали ее смысл.Rádio Universum: Можно ли, не вдаваясь в подробности, привести нашу страну как пример того, что введение социальной системы приводит к тому, что люди уже не нуждаются друг в друге как раньше, потому что старики не зависят от молодых, а женщины не зависят от мужей. В определенном смысле это предпосылка для разрыва семейных уз?Дана Гамплова: В какой-то мере да. Возможно, вы намекаете на теорию постпатриархальных ценностей. Вообще, когда общества начинают богатеть, то на второй план постепенно отходят те ценности, которые как-то связаны с безопасностью и финансово-экономическим обеспечением. То есть наша зависимость от других людей снижается. Но это не значит, что сегодня семья не важна с экономической точки зрения. По-прежнему существует проблема "матерей-одиночек", да и вообще семья — это основная экономическая единица современности.— Можно ли, утрируя, сказать, что чем больше благосостояние, тем больше эгоистов?— В принципе да. Я недавно думала об этом и задалась вопросом, может ли человек вообще жить в процветании, не дегенерируя? Ведь в каком-то смысл нехватка того или иного, нужда делать что-то, предпринимать, подводит нас к необходимости заботиться о других людях, ведь нам нужно, чтобы и они позаботились о нас.— Давайте сравним 1989 год и 2022. Скажите, как можно охарактеризовать изменения в семейных отношениях, между близкими и родственниками? Заметны ли какие-то резкие изменения?— Я думаю, что они есть. Скажем так, базовые параметры не изменились. У нас по-прежнему много разводов. Люди женятся в зрелом возрасте, но все еще женятся. Что, на мой взгляд изменилось, так это социальная обусловленность. Рождается большое количество детей вне брака. Их число резко возросло. Но в обществе распределение неравномерное. Рождение детей вне брака характерно для бедных слоев с низким образованием. По сути это слои, в которых отцы самоустраняются, и, как мне кажется, опасность тут в том, что в будущем у нас могут раскрыться своеобразные ножницы: с одной стороны, у нас будут образованные, богатые и полные семьи, а с другой стороны будет растущее число детей, которые росли с одной только матерью и были лишены многих вещей.Социализм был хорош тем, что семейные образцы тогда были одинаковыми во всех слоях, а теперь, после 1989 года, мы видим рост числа нестабильных семей в слабых с социальной точки зрения слоях.— Насколько я помню, вы говорили, что традиционная семья — это материалистическая ценность. Как с этим быть?— Как раз Инглегарт разделял хорошие постматериалистические ценности и плохие материалистические. Он утверждал, что люди, которые испытывают большую потребность в безопасности и не чувствуют себя независимыми, нуждаются в семье, а современные независимые индивиды обходятся в одиночку. Но это впоследствии приводит к тому, что, согласно этой теории, какая-нибудь богатая бездетная пара из Праги — это так называемые постматериалисты, а семья с пятью детьми — материалисты, хотя, на мой взгляд, это несколько искаженная картина. (…)— На протяжении всей истории человечества, память о которой дошла до нас, семье уделялось большое внимание. Даже в Библейские времена семья играла ключевую роль, возможно, еще и потому, что в ней просто нуждались, в том числе, для рождения детей и ухода за ними. По-вашему, сегодня, когда у нас всего в достатке, когда работает социальное государство, мы идем к тому, чтобы полностью отказаться от этих семейных моделей? Или вы считаете, что еще остаются какие-то тормозящие этот процесс механизмы?— Я думаю, вопрос сложный. Я не считаю, что семейные образцы можно полностью отвергнуть. Однако в нашей цивилизации семья и семейные узы, пожалуй, действительно подвергаются самым серьезным испытаниям, чем когда-либо прежде. Я знаю, что часто кажется: это у старшего поколения ностальгия, мол, раньше все было лучше. Однако я не утверждаю, что когда-то было лучше. Я говорю, что было иначе.Сегодня люди живут в значительно более атомизированном обществе, и многие значительно меньше зависят от остальных людей именно благодаря государству социального процветания, которое в итоге оказывается последним, кто о вас заботится, когда все остальные отстраняются. С другой стороны, на мой взгляд — правда, как социолог я не должна этого говорить, — институт семьи естественен и ничем не заменим. Это очень интересный эксперимент. Все тоталитарные режимы пытались разрушить семью, и это один из ключевых факторов, потому что они понимали, что когда человек лоялен к своим биологическим родственникам, он не лоялен к системе.Недавно одна восходящая звезда гендерных исследований София Луис заявила, что если пока мы не ослабим связи между биологическими родственниками, мы не победим капитализм. Весьма характерное заявление. Но я думаю, что это нереально. Почему? На самом деле для этого нужно полностью разрушить биологические связи между родителями и детьми.Я расскажу вам про один социальный эксперимент, который проводился совсем не как социальный эксперимент, но для нас он поучителен. Речь об израильских кибуцах. Я не знаю, что вам известно о них, но это были сельскохозяйственные коммуны, которые в принципе построили современный Израиль. Вместе с тем это были коммуны, которые находились под сильным влиянием феминистической и марксистской идеологии и европейских левых. Они были убеждены, что, превращая пустыню в сад, строят страну своими руками, и им это, кстати, удавалось. Я вижу в этом одно из величайших чудес человечества. Кроме того, они хотели освободить женщин от роли матери, потому что в обществе это тянет ее назад. Они создали систему, в которой детей после рождения отправляли на коллективное воспитание, и родители могли навещать их всего два – три часа в день.Есть одно очень любопытное антропологическое исследование, проведенное в 50-е годы. Один американский антрополог переехал на год в коммуну кибуцев и написал книгу о том, как им удалось полностью изменить межличностные отношения, реформировать семью, в которой биологические отношения уже не играли особой роли. Проблема только в том, что он снова вернулся в коммуну кибуцев в 70-е годы, то есть через 20 лет, и узнал, что кибуцам в реформах удалось почти все, кроме одного — реформа семьи. Просто выяснилось, что биологические связи взяли свое, и в этой системе наконец закрепилась классическая традиционная семья.Кстати, интересно, там постепенно сформировалось традиционное разделение труда между мужчинами и женщинами, которое принято считать чисто социальным конструктом. Но у кибуцев все объяснялось чрезвычайно просто. У женщин, которые работали в поле, от тяжелой физической работы случалось больше выкидышей, а другие должны были кормить грудью, и, значит, им нельзя было далеко уходить от детского дома. Вот вам пример радикальной попытки реформировать семью. Как выяснилось, это невозможно.— Природа взяла свое, хотя были созданы все условия для того, чтобы, как сказала бы София Луис, женщина освободилась от своей рабской материнской роли.— Да.— Для меня это выглядит смешно, и тем не менее мне интересно, почему мы продолжаем проводить подобные эксперименты? Зачем относительно небольшой группе людей разрушать естественные стереотипы, которые существуют столетиями? Откуда такая потребность? Мы постоянно возвращаемся к политике социальных конструктов: раса — социальный конструкт, пол, сексуальность, семья — социальный конструкт. Откуда берется желание все это разрушать?— С моей точки зрения, причины бывают разными. Скажем, у кибуцев была своя особая ситуация. Я не знаю, бывали ли вы когда-то в тех краях, но когда они туда пришли, там была настоящая пустыня. Вокруг ничего. Мне трудно представить, как они, построив, например, первый дом, поселили там детей, а сами спали где-то в палатках. Но они пытались позаботиться о детях и сделать для них максимум все вместе, потому что по одиночке фермеры выжить там не могли. Это один из примеров того, что иногда коллективизм работает. Они нуждались в этом сообществе.С другой стороны, сегодня причины совсем другие. Это ненависть к западной цивилизации, которая не знаю, откуда берется, а также идея о том, что все является социальным конструктом. Это связано с приходом постмодернистской философии, в которой царит представление о том, что, изменив язык, мы меняем совершенно все, меняем реальность, потому что реальность как бы и не существует. Это ведет нас к греческой философии, в которой тело это нечто плохое, и мы должны от него освободиться. Думаю, тут ощутимо большое влияние. Кроме того, свою роль играет процветание. На мой взгляд, если бы был голод, то люди не думали бы о том, что, например, осознание себя женщиной — это социальный конструкт.— Моя бабушка сказала бы, что люди просто зажрались. Я знаю, что слово грубое, но оно подходит к этой ситуации, как вы полагаете?— Конечно, вы очень утрируете, но в целом да. Вспомните Украину. Мужчины там отправились на войну, а женщинам разрешили уехать. Вот так в нашем обществе мы конструируем социальные роли. Думаю, что вообще наши возможности экспериментировать обусловлены тем, что мы не испытываем материальных трудностей, которые заставляли бы нас работать в поле.— Оттуда к нам приехали матери с детьми, а не родитель номер один и родитель номер два. Вы сказали, что отличительная черта тоталитарной идеологии в том, что она старается каким-то образом разрушить или разобщить семью. Однако, например, коммунисты утверждали, что семья — основа государства. Или это было всего лишь пустое клише?— Я думаю, что коммунистический режим прошел в этом смысле длинный путь. В 50-е годы он действительно пытался расшатать семью только потому, что в семье передавалось имущество, а кроме того, коммунисты пытались вывести женщин на работу. Женщины должны были работать даже крановщицами. Открылись ясли постоянного пребывания, и поскольку рабочая неделя была шестидневной, дети шесть дней подряд находились в яслях, а родители брали их домой в воскресенье. Однако оказалось, что это неэффективная система. Мне кажется, что коммунистический режим в 50-е годы был более подвержен идеологии, а позднее верх взял прагматизм. Коммунисты поняли, что нуждаются в детях, в рабочей силе, и если нарушить семейные узы, то не получишь ни рабочей силы, ни солдат. Это один из факторов. Но думаю, коммунистический режим еще и устраивало то, что при нормализации люди замыкались в своих семьях и не интересовались глупостями, а копошились на своих огородах и дачах.— Можно ли, исходя из того, в каком состоянии пребывает современная семья, говорить о влиянии на нее определенной формы тоталитарной идеологии?— Я думаю, это видно невооруженным глазом. Одно дело — ежедневная рутинная жизнь, а другое — идеологический курс общества. Мне кажется, что то, что мы сейчас наблюдаем, — это нарушение границ между частным и общественным пространством. Семья и то, что в ней происходит, вдруг превратились в общественное дело. И не люди сами договорились друг с другом об этом — вмешалось государство, а именно это характерное явление в, так скажем, несвободном обществе. Конечно, в некоторых вопросах это, пожалуй, правильно. Я имею в виду домашнее насилие, если кто-то кого-то жестоко бьет. В такое, разумеется, должно вмешиваться государство и квалифицировать это как преступление. Но не знаю, какое государству дело до того, кто в доме моет посуду, или кто меняет ребенку памперсы.— Вы сами сказали, что сейчас мы столкнулись с тенденцией к разрушению биологических связей как таковых. Вы процитировали Софи Луис, которая считает, что пока мы не разрушим биологические связи между родителями и детьми, нам не удастся сломить капитализм. Скажите, нет ли тут саморазрушения? Ведь разрушить биологические связи — значит поставить под угрозу человека как биологический вид.— Я думаю, что в основе лежит представление о том, что все является социальным конструктом, и поэтому детей могут заводить кто и как угодно. Сегодня мы видим, что на ребенка есть права, его можно купить. Вот вам и представления в действии. Я думаю, что люди, которые придерживаются таких взглядов, например София Луис, совершенно не думают о том, что мы люди, и что человек должен воспроизводиться, что мы биологический вид. Она говорит о так называемой репродуктивной справедливости и о том, что каждый, кто хочет иметь ребенка, имеет на это право. На мой взгляд, это одно из проявлений идеи о том, что человек — социальный конструкт, а значит, и все его поведение есть тоже социальный конструкт.— В результате получается совершенно бесчеловечное поведение?— Конечно.— Если принять во внимание это мнение, а также добавить, что недавно вышла книга о том, что дети загрязняют окружающую среду, то как вы думаете: это все плоды людей с, мягко говоря, несколько измененным человеческим и социальным восприятием? Или эти люди — продукт некой идеологии, которая у нас тут как-то незаметно процветает?— На мой взгляд, и то, и другое. Однако я также хочу обратить внимание на то, что в древние времена существовали общества, которые были очень жестоки к собственным детям. Было распространено детоубийство: детей убивали после рождения и так далее. Это нужно понимать. Просто в каждом обществе всегда найдутся люди с менее развитой эмпатией, и с этим мы, вероятно, ничего поделать не можем. Кроме того, как я думаю, есть еще специфический для наших дней момент. Одно дело, когда у человека от рождения не очень развита эмпатия, а другое, когда система что-то поддерживает, скажем, определенный тип поведения. Что парадоксально, эти два явления как раз находят поддержку, в том числе мнение о том, что человек есть существо, которое взялось ниоткуда, и из него можно лепить что угодно. Также продвигается мысль о том, что люди — это в общем-то независимые друг от друга единицы. Так возникает атомизация общества.— Странно. Я имею в виду массу противоречий. С одной стороны, есть люди, которых мы цитировали, и которые уверены, что человек — социальный конструкт. Они ведут себя бесчеловечно, но при этом до фанатизма борются за права каждого отдельного человека, включая мужчин, которые якобы тоже могут рожать. С другой стороны, факт в том, что общество формирует эту систему, которая атомизирует его, и работает классический принцип "Разделяй и властвуй", но при этом людей сгоняют в стадо.— Да, вы все точно подметили. Что парадоксально, мы оказались в ситуации или во временах политики идентичностей. Царит идея о том, что ваш пол, ваш цвет кожи — это то, что вас определяет, и у вас нет шансов из этого выбраться. (…) А с другой стороны, господствует представление о том, что все это социальный конструкт. Эти вещи логически несовместимы. Также появилось мнение о том, что человек не является частью естественных институтов, частью которых был ранее, а входит в некие общие социальные группы, которые в реальности не существуют, но которые формируют нас тем, что имеют определенные характеристики.— Думаю, Майкл Джексон мог бы многое рассказать на тему того, является ли все это социальным конструктом или нет, если бы мог. Скажите, а как на семье и развитии семейных отношений отражаются так называемые культурные войны, которые идут на Западе, и их некоторые проявления мы с вами вкратце описали? До нас доходят отголоски этих битв, хотя у нас еще работают некоторые защитные механизмы, в отличие от обществ, не переживших тоталитаризм. Вот у нас тоже жарко обсуждают, является ли брак союзом только мужчины и женщины, и вместо того, чтобы подумать, чем нам топить зимой, мы огромное внимание уделяем этой "проблеме". По-вашему, эти культурные войны — опасное явление, которое предвещает наступление того, чего мы, скажем так, не хотели бы?— По моему мнению, эти культурные войны в определенной мере опосредованы и локальны, и на самом деле разворачивается куда более масштабное социальное столкновение разных социальных групп, что проявляется, в частности, в том, что они отстаивают разные взгляды на семью. Правда, как мне кажется, главное тут не семья, а само столкновение с глобалистскими, прогрессивистскими, не хочу говорить, левыми уже потому, что прогрессивные левые традиционно считают человека естественной частью народного сообщества. И это проявляется в целом ряде областей. Хотя, конечно, культурные войны за семью весьма типичны.— В некоторых ваших статья и исследованиях я прочитала, что отмечается особенное явление — своего рода резистентность семьи к социальной политике. В других странах Европы социальная политика работает вполне успешно: социальные условия для работающих женщин улучшаются, и они, с радостью ими пользуясь, выходят на работу. В Чехии же, как говорится, эти стимулы как об стенку горох. Государство готово брать детей с двух лет в ясли, а женщины не воспринимают эту социальную политику и по-прежнему хотят сидеть с детьми дома. Скажите, мы просто анклав в Центральной Европе, или подобное поведение отмечается в остальных посткоммунистических странах или где-то еще в Европе?— Все не так просто. Конечно, мы видим раскол в обществе, ведь и у нас определенная группа женщин пользуется возможностями и быстро выходит на работу. По опросам выходит, что отдавать детей в ясли в год приемлемо примерно для двух процентов населения. Поэтому я бы с осторожностью что-то утверждала. Общество не до конца резистентно. Я думаю, что есть большой разрыв между Прагой и большими городами и, например, Моравией. (…) Я бы не стала утверждать, что чешское общество устойчиво к социальной политике. Если бы отменили декрет, женщины тут же вернулись бы на работу. (…)
/20221108/posobiya-257623408.html
/20220904/velikobritaniya-255847367.html
/20220926/meloni-256349842.html
/20220707/melnichenko-254905054.html
европа
чехия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25071/35/250713593_96:0:1803:1280_1920x0_80_0_0_6a6a18584f05963958f95df9d62ab10f.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, европа, чехия, семья, radio universum