Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американо-саудовский нефтяной пакт разваливается, и Россия берет верх

Bloomberg: уход от США ближневосточного союзника дал России нефтяное преимущество

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПредприятие ООО РН-Пурнефтегаз в Ямало-Ненецком автономном округе
Предприятие ООО РН-Пурнефтегаз в Ямало-Ненецком автономном округе - ИноСМИ, 1920, 13.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политические трения оттолкнули Эр-Рияд от Вашингтона и повернули его к Москве, сообщает Bloomberg. Теперь они вместе регулируют мировые цены на нефть, а значит, Россия получает средства для финансирования спецоперации на Украине. Это то, чего Запад пытался всячески избежать.
Усиливающееся объединение ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией задает тон нефтяным ценам, усиливает инфляцию и риски рецессии.
Три года назад, когда поссорились нефтяные гиганты из ОПЕК+, США выступили в роли миротворца. Похоже, сейчас Америка стала для них мишенью.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Российско-саудовский нефтяной альянс способен принести всевозможные беды и неприятности американской экономике — и даже избирательной кампании президента Джо Байдена. В этом месяце группа ОПЕК+ решила сократить добычу нефти, сделав это уже во второй раз после того, как Байден прошлым летом слетал в Саудовскую Аравию в попытке добиться увеличения выкачиваемых объемов. И возможно, что это только начало.
Прозвучавшее 2 апреля объявление подняло цены на черное золото примерно на пять долларов за баррель. Теперь риски рецессии увеличиваются, потому что у потребителей, тратящих больше денег на электроэнергию, останется меньше на покупку других вещей, а инфляция поползет вверх. Российский президент Владимир Путин между тем получит больше средств для проведения наступления на Украине.
Но гораздо важнее другое: то, что решение ОПЕК+ говорит о вероятной траектории движения нефтяных цен в предстоящие годы.
Нефтяное месторождение Хурайс в Саудовской Аравии - ИноСМИ, 1920, 08.04.2023
Сокращение добычи странами ОПЕК+ как демонстрация геополитических амбиций Саудовской Аравии Решение семи членов ОПЕК+ снизить добычу нефти вызвало негативную реакцию в США и Евросоюзе. Этот шаг освободит рынок Китая, Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона для топлива из России, пишет FP. Вдобавок он поможет Эр-Рияду усилить влияние на Вашингтон.
В сегодняшнем мире, в котором меняется состав геополитических альянсов, Саудовская Аравия уходит с орбиты США. Она устанавливает объемы добычи нефти по согласованию с Россией. Когда саудовцам захотелось понизить градус напряженности в отношениях со своим соперником по региону Ираном, они обратились за посредничеством к Китаю, оставив Америку наблюдать за процессом примирения со стороны. Иными словами, влияние Запада на этот нефтяной картель оказалось на самом низком за несколько десятилетий уровне.
У каждого члена ОПЕК+ свои приоритеты. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман вынашивает амбициозные планы по перестройке экономики, а Путин хочет продолжать военную операцию. И те дополнительные доходы, которые оба получают за счет удорожания черного золота, для них весьма кстати.
Представителю Госдепартамента задали вопрос: насколько США обеспокоены тем, что ОПЕК+ дважды сокращала добычу после визита Байдена в Саудовскую Аравию? Он ответил, что администрация сосредоточила внимание на снижении внутренних цен на энергоресурсы и на обеспечении энергетической безопасности страны. Сокращение добычи Вашингтон считает неразумным шагом, поскольку волатильность на рынке сохраняется. Тем не менее надо дождаться и посмотреть, какие действия в конечном итоге предпримет ОПЕК+.
Между тем угроза конкуренции со стороны американской сланцевой нефти, которая в прошлом сдерживала рост цен, ослабевает. Вся планета сегодня предпринимает усилия по сокращению потребления ископаемого топлива, а повышение его стоимости только ускорит этот процесс. Однако в прошлом году все бросились увеличивать добычу, а это говорит о том, что экономика с нулевыми углеродными выбросами — в большей степени долгосрочное стремление, но не перспектива ближайшего времени.
Некоторые аналитики утверждают, что из-за слабого спроса последний скачок цен может оказаться недолгим. Однако большинство экспертов полагают, что в ближайшие годы нефть будет стоить дороже 80 долларов за баррель, что намного выше средней цены в 58 долларов, существовавшей в период с 2015 по 2021 годы.
Заседание стран-участниц соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК+ - ИноСМИ, 1920, 05.04.2023
Нефтедобывающие страны удивили сокращением добычи – Россия идет в ногу с нимиНедавнее решение стран ОПЕК+ о добровольном сокращении добычи нефти вызвало недовольство США. Однако ближневосточные экспортеры черного золота больше не заинтересованы в их мнении, пишет Nihon Keizai. Они хотят сохранить стабильность на рынке и выбирают для этой цели сотрудничество с Россией.

Нефтяной шок

Последние полтора года ситуация на нефтяных рынках очень переменчивая. Можно выделить три основных этапа.
— В преддверии российской военной операции на Украине и сразу после ее начала цены резко подскочили, дойдя в июне 2022 года до 120 долларов за баррель.
— Затем тенденция начала меняться в противоположном направлении. Обеспокоенность по поводу экономического спада в Европе, быстрое увеличение процентных ставок в США и китайские ограничения из-за COVID-19 к декабрю привели к удешевлению ресурса до 75 долларов за баррель.
— В начале 2023 года спрос начал расти, главным образом по причине изменения коронавирусной политики в Китае, который является крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов. Банковский хаос в марте остановил рост цен, однако вскоре он возобновился, причем еще до неожиданного объявления ОПЕК+ о сокращении добычи. За это время цены повысились с 80 до 85 долларов за баррель.

Дикая скачка нефтяных цен

Для мировой экономики в целом сокращение поставок нефти и ее удорожание — это плохая новость. Конечно, крупные экспортеры оказываются в выигрыше. А для импортеров, к числу которых относится большая часть европейских стран, рост цен на энергоресурсы — это двойной удар. Он сдерживает рост, а инфляция в это время усиливается.
США находятся где-то посередине. Будучи крупной нефтедобывающей страной, они получают выгоду от повышения стоимости. Но выгоду эту ощущают очень немногие, а вот боль от удорожания бензина на заправках испытывают все.
Согласно прогнозу Bloomberg Economics, на каждые пять долларов роста нефтяных цен приходится увеличение инфляции на 0,2 процентных пункта. Это не очень существенное изменение, но, когда Федеральному резерву не удается удержать цены, ничего приятного в этом нет.
Есть три ключевые причины, по которым следует ждать новых потрясений. Это геополитические изменения, рост себестоимости добычи сланцевой нефти и огромные траты саудовцев.
Буровая площадка в штате Техас, США - ИноСМИ, 1920, 05.04.2023
Наблюдатели: сокращение добычи ОПЕК+ "бьет под дых" гегемонию США. Это яркий пример того, как безответственная политика рикошетом ударила по АмерикеАмериканская гегемония получила "удар под дых". Именно так можно назвать неожиданное объявление ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, пишут авторы статьи в GT. Ирония в том, что это решение вызвано безответственной политикой самих США, которые не знают, как вернуть все на круги своя.

Геополитические трения

На протяжении десятилетий американо-саудовский пакт "нефть в обмен на безопасность" был надежной опорой энергетического рынка. Сегодня эта опора зашаталась. Эта сделка, заключенная в 1945 году во время встречи президента Франклина Рузвельта и короля Абдул-Азиза Ибн Сауда на борту американского крейсера в Суэцком канале, дала США доступ к нефти в обмен на гарантии безопасности Королевству.
Но сегодня этот пакт уже не действует так, как раньше. В чем причины?
В 2018 году в саудовском консульстве в Стамбуле был убит обозреватель Washington Post и диссидент из Саудовской Аравии Джамаль Хашогги.
В 2019 году Байден, бывший в то время кандидатом в президенты, пригрозил превратить Саудовскую Аравию в государство-изгоя и прекратить поставки оружия.
В 2021 году, в начале своего президентского срока, Байден обнародовал доклад разведки, согласно которому ответственность за убийство Хашогги несет фактический правитель Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед.
В октябре 2022 года ОПЕК+ сократила добычу нефти на два миллиона баррелей в день, сделав это спустя три месяца после того, как Байден побывал в Эр-Рияде, где просил увеличить добычу. Белый дом осудил такое решение, назвав его "недальновидным".
В прошлом месяце Саудовская Аравия и Иран при посредничестве Китая договорились восстановить дипломатические отношения. Соглашение было подписано в Пекине.
Эр-Рияд согласился в качестве "партнера по диалогу" вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, у штурвала которой стоят Пекин и Москва и которую считают соперницей западных институтов.
"Саудовцы активно страхуются, — сказал директор ближневосточной программы из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джон Альтерман (Jon Alterman). — Считая американскую политику совершенно непредсказуемой, они полагают, что надо искать страховку, а отказ от нее — это безответственно. Говоря про эту непредсказуемость, саудовцы смотрят на резкие изменения политики США в периоды правления Обамы, Трампа и Байдена".
Выступив 2 апреля со своим объявлением, Эр-Рияд заявил, что руководствовался приоритетными национальными интересами, а не дипломатической повесткой.
"ОПЕК+ удавалось в прошлом и удается сейчас стабилизировать нефтяные рынки. И, вопреки утверждениям западных и промышленно развитых государств, никакого отношения к политике это не имеет", — сказал бывший советник из саудовского министерства нефти Мухаммед аль-Саббан (Mohammad Al Sabban). Его слова приводит газета Asharq Al-Awsat.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман и президент США Джо Байден во дворце Аль-Салам в Джидде, Саудовская Аравия, 15 июля 2022 года.
Своим решением сократить добычу нефти Саудовская Аравия подала США сигналРешением сократить добычу нефти Саудовская Аравия показала США, что они больше не контролируют ситуацию ни в Персидском заливе, ни на нефтяном рынке. Эпоха американской гегемонии на Ближнем Востоке подошла к концу, подчеркивает обозреватель WP Дэвид Игнатиус.

Сланцевый буфер?

В прошлом ОПЕК+ часто буквально разрывалась на части. Ей хотелось высоких цен, но она боялась усиления конкуренции, возможного в этом случае, особенно со стороны американских компаний, добывающих сланцевую нефть. Именно эти разногласия в 2020 году вызвали ценовую войну между Москвой и Эр-Риядом. Она закончилась, когда президент США Дональд Трамп выступил в качестве посредника и добился заключения сделки.
Сегодня такая дилемма практически не существует. Рост зарплат в Соединенных Штатах и увеличение инфляции подняли себестоимость сланцевой нефти, а это привело к снижению темпов роста добычи. А фирмы в первую очередь распределяют прибыли между акционерами и уже потом думают об инвестировании в расширение объемов.

Бюджетные потребности ОПЕК+

Между тем у нефтедобывающих стран свои цели. Саудовское черное золото легко извлекаемо. Для финансирования импорта и восполнения оттока денег в виде переводов за рубеж Королевству хватает цен не больше 50-55 долларов за баррель. Но, чтобы сбалансировать бюджет, ему нужна еще более высокая стоимость — 75-80 долларов за баррель. Но и это еще не все.
У Саудовской Аравии есть дорогостоящий общественный договор с ее гражданами. Государство обещает благополучие, а взамен получает политическую уступчивость. Чтобы выполнять свои обязательства по соглашению, правительству нужно вкладывать средства в другие отрасли экономики, где работает большая часть населения. На это идут нефтедоллары.

Противоречивые нефтяные потребности

Саудовская Аравия намерена тратить по 40 миллиардов долларов в год из своего фонда национального благосостояния на нужды экономики. Среди прочего, она хочет построить в пустыне город будущего Неом, израсходовав на его создание примерно 500 миллиардов. Вдобавок к этому будут и внешние инвестиции. В бюджете эти цифры не указываются. Для достижения поставленной цели Королевству нужна цена на черное золото ближе к 100 долларам.
А в России президент Путин рассчитывает на нефтяные доходы, чтобы финансировать свою военную машину. По подсчетам экономиста Алекса Исакова (Alex Isakov) из Bloomberg Economics Russia, чтобы обеспечить баланс бюджета, Кремль нуждается в цене в районе 100 долларов за баррель.
Заправочный пистолет в бае автомобиля - ИноСМИ, 1920, 07.02.2023
Столь пугающее эмбарго на российское топливо вступает в силу, но скачка цен на заправках не будетВ Европе уверены, что логистические компании хорошо подготовились к эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, и цены на заправках не вырастут, пишет iDNES. Однако изменения будут, хотя и не сейчас, когда европейские хранилища до краев заполнены российским топливом.

Октябрьский сюрприз?

Белый дом сохраняет спокойствие, наблюдая за очередным сокращением добычи. Отчасти это объясняется его надеждой на то, что реальное снижение будет меньше объявленного миллиона с лишним баррелей в день. Кроме того, вряд ли все члены ОПЕК+ будут полностью выполнять условия договоренности о сокращении. В феврале Москва в одностороннем порядке пообещала уменьшить добычу. На самом деле она начала вводить эти меры только на прошлой неделе.
Тем не менее аналитики сходятся во мнении, что в этом году и в следующем цены на нефть будут составлять в среднем 85-90 долларов за баррель. Но что, если ОПЕК+ в будущем году решит снова сократить добычу, сделав это в преддверии американских выборов и уменьшив шансы Байдена на победу?
У Bloomberg есть программа моделирования SHOK, согласно которой, снижение предложения в 2024 году подтолкнет стоимость черного золота к отметке 120 долларов за баррель, и тогда инфляция в США к концу 2024 года сохранится на уровне почти 4%, хотя базовый прогноз звучит иначе — 2,7%. Здравый смысл подсказывает, что высокие цены на заправках навредят действующему президенту, когда люди пойдут голосовать.

Инфляционные сценарии в США в год выборов

Конечно, неудачи американской экономики усилят риски рецессии, которая ограничит спрос на черное золото и сведет на нет эффект от сокращения добычи. Но доля США в мировом ВВП уменьшается, а на рост спроса на нефтяном рынке все сильнее влияют Пекин и Дели. Китай в значительных объемах и со скидками покупает российскую и иранскую нефть, и это отчасти защищает его от ценовых скачков.
Индия, у которой крупная и быстрорастущая экономика, тоже приобретает дешевое топливо из России. Москва стала для нее крупнейшим поставщиком. Показательно то, что Дели, раньше выражавший недовольство сокращением добычи странами ОПЕК+, на сей раз хранит молчание.
Граффити перед бывшим посольством США в Тегеране - ИноСМИ, 1920, 13.04.2023
Десять шагов Байдена к всемирному хаосуАмерику перестали бояться враги, союзники больше не считают ее надежной, а все остальные убеждены, что она в упадке, и поддерживать ее опасно, пишет AG. И все это – результат политики Байдена, который ввергнул мир в хаос всего за десять шагов.

Все циклично

Высокие цены на нефть сами создают предпосылки для своего снижения, подталкивая стремящихся к наращиванию прибыли производителей к увеличению капиталовложений в добычу.
За ростом цен в 1970-е годы последовало перенасыщение рынка черного золота в 1980-е годы, потому что тогда увеличилась добыча в Сибири, на Аляске, в Мексиканском заливе и в Северном море. Потом в 2000-х годах нефтяной бум повторился, но все закончилось, когда США начали добывать сланцевую нефть и в 2014 году обрушили цены.
На сей раз ситуация чрезвычайная. Целевые экологические показатели заставляют страны снижать свою зависимость от ископаемого топлива. Европа, до начала украинского конфликта сильно зависевшая от российских нефти и газа, завернула вентили. Ее интересы национальной безопасности могут ускорить энергетический переход.
Кроме того, нет никакой гарантии, что Эр-Рияд, Москва и остальные члены ОПЕК+ будут и дальше выступать единым фронтом. Делать это легче, когда цены высокие, но такой цикл неизбежно заканчивается, и тогда нефтедобывающие страны проявляют меньше желания ограничивать добычу.
Но пока цены на самый важный в мире сырьевой товар устанавливает страна, которую США больше не могут считать своим другом.
Авторы: Зиад Дауд (Ziad Daoud), Кортни Макбрайд (Courtney McBride)