Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый период, новый консенсус...

Yeni Şafak: неолиберализм канул в лету, пришло время новой экономической системы

© AP Photo / Richard DrewЗдание Нью-Йоркской фондовой биржи
Здание Нью-Йоркской фондовой биржи - ИноСМИ, 1920, 31.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неолиберализм, который США преподносят как единственное спасение развивающихся стран, изжил себя, пишет Yeni Şafak. Даже в самой Америке его уже называют ересью. Мир вступает в эпоху новой экономической системы. Вашингтон значительно ослаб, в то время как Пекин развивается во всех сферах, отмечает автор статьи.
Заголовок моей статьи относится не только к нашей стране, но и ко всему миру. Неолиберализм, который больше известен как «Вашингтонский консенсус», начинает изживать себя. Существует мнение, что отныне мир вступает в эпоху постнеолиберализма. При этом неолиберализм, преподносимый как единственный рецепт спасения и навязываемый развивающимся или слаборазвитым странам, называют ересью даже в США.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Неолиберальная политика включала в себя такие приоритеты, как максимальная либерализация торговли, сокращение государственных расходов, приватизация государственных предприятий, дерегулирование рынка, устранение юридических препятствий для свободного движения капитала. В течение последних 30 лет к неолиберализму как определяющей идеологии международной экономической системы, контролируемой США, относились чуть ли не как к «нассу» (открытые и ясные по смыслу положения аятов и хадисов, которые не нуждаются в иносказаниях и аллегориях — Прим. ИноСМИ.). С точки зрения так называемых мейнстримных экономистов, отстаивавших эту идеологию, «экономика другого типа» была даже невозможна.
С подачи США в эту глобальную систему был включен и Китай. Американцы считали, что глобальная система трансформирует Китай на либерально-политической основе. Однако, поскольку Китай перетянул на себя значительную часть американского производства, промышленность в центральных регионах Соединенных Штатов рухнула. В течение последних 20 лет китайская экономика стабильно росла, достигнув таких размеров, что стала конкурировать с США.
В результате американцы начали рассматривать подъем Китая в качестве «экзистенциальной угрозы». В целом можно сказать, что неолиберальная экономическая система ослабила Соединенные Штаты и укрепила Китай не только в экономическом, но и в военном отношении. Результаты неолиберальной политики создали «трампизм» среди сторонников Республиканской партии, тогда как среди сторонников Демократической партии — подпитали более левые настроения.
Джо Байден продолжает торговые войны Дональда Трампа с Китаем. Более того, Байден даже действует еще жестче. Приняв решения, повышающие таможенные тарифы с целью защиты и укрепления отечественного производства, администрация Байдена обеспокоила своих западных союзников. Трамп вывел США из многостороннего «Транстихоокеанского партнерства». И США не восстановили свое участие в нем, хотя Байден после избрания президентом сказал: «Америка вернулась». Все это считается наиболее очевидным показателем того, что США отходят от «Вашингтонского консенсуса».
Нефтяной станок-качалка - ИноСМИ, 1920, 30.05.2023
Эксперт сравнил санкции с "тигром без клыков". Так российская нефть попадает в ЕвропуЕвросоюз продолжает ужесточать санкции против России, однако они никак ей не вредят, пишет Al Jazeera. Ограничения в отношении поставок нефти оказались "тигром без клыков", так как они не учитывают экспорт черного золота в Европу через третьи страны, например, через Индию.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan) в своем выступлении в Брукингском институте в апреле текущего года, что называется, забил последний гвоздь в крышку гроба «Вашингтонского консенсуса». Объявив, что «Вашингтонский консенсус» умер, при этом новый не будет исключать союзников Америки, Салливан сказал: «Эта стратегия построит более справедливый, более устойчивый глобальный экономический порядок на благо нас самих и людей во всем мире». Салливан стремился успокоить своих западных союзников, которые скептически относятся к так называемому «новому консенсусу».
С точки зрения Салливана, «старый консенсус» был серией трагических ошибок, которые сделали Соединенные Штаты более слабой и более внутренне разделенной страной. Поистине странным было то, что США, обвиняющие Китай в бросании вызова международной либеральной системе, устами Салливана заявили, что эта система мертва.
Выступление Салливана вызвало широкий резонанс. Статья Эдварда Люса (Edward Luce) в газете Financial Times под названием «Новый Вашингтонский консенсус: вчерашняя экономическая ортодоксия США сегодня стала ересью» обобщает ситуацию. Люс написал: «Язык Джо Байдена гораздо мягче, но исполнение более строгое. Политика Байдена — это трампизм с человеческим лицом».
В США продолжаются споры. Между тем заявления одного из высокопоставленных лиц администрации Байдена обнаруживают идеологическое разделение в центре глобальной системы. США хотят сами установить правила новой глобальной системы. С другой стороны, на фоне новой холодной войны с Китаем также просматривается намерение создать биполярный баланс сил, разделив многосторонний, многополярный мир между США и Китаем, по аналогии с прошлой холодной войной.
А что в этих условиях будет делать Турция? Где на этом перекрестке будет стоять наша страна? Какую роль возьмет на себя Турция на мировой арене? Более того, чем Турция собирается «отличиться» перед миром? Мы продолжим рассматривать эту тему в другой статье, а пока заметим, что в первую очередь нашей стране нужна «внутренняя гармония», без которой невозможна реализация эффективной стратегии. В то время как Турция вступает в новую эпоху, необходимо задуматься над этими вопросами.
Автор: Абдулла Мурадоглу (Abdullah Muradoğlu)