https://inosmi.ru/20250907/ekspress-274565239.html
"Ледяной щит" против Запада активирован: реалии торговли изменились навеки
"Ледяной щит" против Запада активирован: реалии торговли изменились навеки
"Ледяной щит" против Запада активирован: реалии торговли изменились навеки
"Арктический экспресс" расширит сферу торговли Китая и бросит вызов влиянию Запада, пишет SCMP. Новый маршрут снизит время доставки товаров, а также уменьшит... | 07.09.2025, ИноСМИ
2025-09-07T14:44
2025-09-07T14:44
2025-09-07T14:44
ху цзиньтао
китай
арктика
европа
ес
экономика
south china morning post
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24979/81/249798136_0:145:3124:1902_1920x0_80_0_0_50045018b9643e2e0a9ad1f72f9cc1cf.jpg
Женевьева Доннеллон-Мэй (Genevieve Donnellon-May)Морской маршрут "Арктический Экспресс" расширяет сферу торговли и влияние Китая, бросает вызов влиянию Запада и прокладывает путь по неизведанным водам.ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>Может ли всего один морской маршрут изменить как торговые потоки, так и геополитическое влияние? Через тающие льды новый китайский "Арктический экспресс" в Европу пойдет через проливы, бросая вызов западному господству."Экономика высоких зарплат": Запад трясется от зависти после саммита ВЭФКитайская судоходная компания Haijie Shipping 20 сентября запустит первые регулярные контейнерные перевозки из Азии в Северную Европу по Северному морскому пути: это станет важным шагом в развитии коммерческого судоходства в Арктике. Судно The Istanbul Bridge вместимостью в 4890 ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент TEU или teu от англ. twenty-foot equivalent unit — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Основана на объёме 20-футового (6,1 метра) контейнера — металлической коробки стандартного размера прим. ИноСМИ) и низкого ледового класса, позволяет безопасно передвигаться по незамерзающим летним водам.Маршрут соединяет три китайских порта — Циндао, Шанхай и Нинбо — с британским Филикстоу, Роттердамом, Гамбургом и Гданьском. Следуя по Северному морскому пути и минуя российские порты, время пути от Нинбо-Чжоушань до Филикстоу сокращается всего до 18 дней. Для сравнения: по Суэцкому каналу путь занимает 40 дней, путь вокруг Африканского рога — 50 дней, а путь по железнодорожному коридору Китай-Европа — 25 дней.Первый рейс судна, забитым грузом под завязку, скорее всего, предназначается для срочных грузов; тем самым сокращаются затраты на хранение и ускоряется доставка. Кроме того, сроки доставки позволяют избежать перегруженности крупных портов, что позволяет ускорить оборот товаров и капитала.Судя по сообщениям, контейнерные перевозки будут осуществляться с конца июля по начало ноября с учетом ледовой обстановки. В настоящее время разрабатываются планы по развертыванию судов более высокого ледового класса, что обеспечит возможность круглогодичных рейсов и дальнейшую интеграцию арктического коридора в широкую торговую сеть Китая.В этом есть очевидные преимущества для Пекина. Арктический экспресс в Северную Европу повышает коммерческую конкурентоспособность Китая, укрепляет его роль в глобальных цепочках поставок и повышает их устойчивость. Сокращение времени транспортировки и хранения позволяет ускорить поставки дорогостоящих и требующих срочной доставки товаров, снижает транспортные расходы и позволяет быстрее реагировать на рыночные колебания."Арктический экспресс" из Китая в ЕвропуОдновременно с этим "Арктический экспресс" диверсифицирует торговые маршруты. Это снижает зависимость от таких узких морских путей, как Суэцкий канал и Малаккский пролив, на которые, соответственно, приходится около 60% морской торговли Китая с Европой и две трети общей морской торговли Китая. Таким образом, Пекину удалось смягчить остроту "Малаккской дилеммы" (формулировка Ху Цзиньтао, данная тем в 2003 г. Имеется в виду то, что торговля КНР, ее энергетическая безопасность и экономическое развитие находятся в зависимости от безопасности судоходства в Южно-Китайском море и ситуации в Малаккском проливе (интересы США, проблема пиратства и т. п. — Прим. ИноСМИ). Поскольку новый морской маршрут также не проходит через российские порты, он еще больше снижает геополитическую уязвимость и одновременно усиливает влияние Пекина на торговлю с Европой.Высокий спрос подчеркивает значимость этого маршрута: в 2024 году грузовыми поездами Китай – Европа было перевезено более двух миллионов ДФЭ, что на 9% больше, чем в прошлом году. В этом свете Арктический экспресс подстегивает этот тренд, ускоряя оборот капитала и доставку ключевых экспортных товаров наподобие электроники и фармацевтики.Европа также от него выигрывает, поскольку таким образом расширяется торговля с Китаем, крупнейшим источником импортных товаров в ЕС и третьим по величине экспортным рынком. В условиях пошлинно-торговой напряженности с США такой скорый маршрут помогает европейским странам диверсифицировать цепочки поставок и снимает зависимость от нестабильных морских путей.Для крупных логистических центров, таких как Роттердам и Гамбург, двух крупнейших портов Европы, это означает более плавный цикл разгрузки и снижение загруженности в пиковый сезон. Это поможет повысить устойчивость и эффективность торговли.Следует также учитывать более широкие последствия. Новый маршрут экспресс-перевозок демонстрирует более широкие геополитические и геоэкономические амбиции Пекина. Ускоряющееся таяние арктических льдов открыло новые морские пути и экономические возможности, которые Пекин хочет интегрировать в инициативу "Один пояс, один путь" с помощью создания Полярного шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века. Опираясь на свою арктическую политику 2018 года и позиционируя себя как "приарктическую державу", Китай стремится усилить свою роль в управлении Арктикой и морской логистике в высоких широтах.В этом контексте маршрут расширяет торговую и ресурсную стратегию Китая, одновременно изменяя евразийские потоки и бросая вызов традиционному евроатлантическому влиянию. Как и другие проекты, в которых Китай играет ведущую роль, такие как Транскаспийский транспортный маршрут и железная дорога Китай –Кыргызстан – Узбекистан, он свидетельствует о способности страны развивать альтернативные коридоры, обходиться без загруженных и уязвимых морских проливов и избегать чрезмерной зависимости от единственного торгового партнера.За арктический коридор также идет и более широкая конкуренция — между неарктическими государствами за морские пути и богатые природные ресурсы, включая запасы нефти, природного газа, рыбы и полезных ископаемых. И конкуренция уже идет вовсю. Южная Корея, например, планирует со следующего года пилотные операции в Арктике. Индия и Япония, которые проводят политику в отношении Арктики, заинтересованы в добыче природных ресурсов, поставках энергоносителей и новых морских маршрутах.Это имеет очевидные последствия для Запада. В Арктической стратегии Министерства обороны США до 2024 года выражена обеспокоенность по поводу интереса Китая к Арктике. Вкупе с милитаризацией региона Россией и инцидентом с трубопроводом Balticconnector в 2023 году попытки Пекина расширить влияние на новые морские маршруты могут вызвать страх последствий для доступа США и Европы к ресурсам и морским коридорам, порождая призывы к ужесточению регулирования в Арктике.Напряженность из-за Арктики уже достигает критических отметок. Примечательно, что Гренландия стала яблоком раздора из-за китайских инвестиций. В ответ на такие факторы беспокойства США расширяют свои возможности в Арктике, включая более тщательный мониторинг новых морских путей.Необходимо решать ряд серьезных проблем. Защита окружающей среды имеет первостепенное значение, поскольку хрупкая экосистема очень чувствительна к угрозам от судоходства: в их число входит разрушение среды обитания из-за ледоколов, шумовое загрязнение и потенциальные разливы нефти. Изменение климата добавляет непредсказуемости; отходящий летний лед позволяет осуществлять транзит, но подвижка льда и экстремальные погодные условия делают плавание судов опасным.Также сохраняются проблемы с эксплуатацией и целесообразностью. Инфраструктура Арктики, включая порты и системы реагирования на чрезвычайные ситуации, остается недостаточно развитой по сравнению с традиционными коридорами. Удаленность и неблагоприятные условия осложняют аварийные ситуации и работу по их преодолению. В этом аспекте необходимы стабильные инвестиции в порты, передовые навигационные технологии, планирование логистики, системы страхования и специализированную подготовку экипажа.Новый маршрут экспресс-доставки увеличивает торговый охват и влияние Китая, бросает вызов влиянию Запада и открывает неизведанные просторы. Коммерческие и геополитические ставки в таком плавании высоки.
/20250905/svo-274562869.html
/20250905/finlyandiya-274561613.html
/20250905/nemoschnye-274560213.html
/20250905/britaniya-274558484.html
китай
арктика
европа
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24979/81/249798136_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_fe3bf46c95f6c9f530dd761d2f20ac91.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ху цзиньтао, китай, арктика, европа, ес, экономика, south china morning post