Обращение Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию активно комментируется за рубежом. Главный вопрос, интересующий иностранную прессу, следующий: каково будет положение Путина после окончания его президентского срока в 2024 году? Не сможет ли он управлять государственным автомобилем "с заднего сиденья"?
Британская «Индепендент» вкратце так изложила конституционные предложения президента:
«Владимир Путин предложил целый ряд конституционных изменений, которые выглядят как абрис новой структуры власти, позволяющей ему остаться [в политике] даже после того, как его президентский срок подойдет к концу в 2024 году», — резюмирует «Индепендент» в статье под заголовком «Путин предлагает резкие конституционные изменения, предлагая передать парламенту власть и готовясь к новой эре после собственного президентства». Далее газета продолжает:
«Среди изменений, предложенных во время его ежегодного обращения к нации, господин Путин предложил дать парламенту новые полномочия по выбору премьер-министра и его кабинета. Он также предложил ограничить [пребывание президента у власти] двумя сроками. В настоящий момент президент представляет премьер-министра на утверждение парламенту, после чего премьер формирует кабинет. Многолетний лидер России Путин также предложил усилить роль Госсовета — правительственного органа, который Путин сейчас возглавляет и который, как думают многие, может быть использован как возможность сохранить неформальную власть и после 2024 года.
Господин Путин, однако, не согласился с мнением, что эти изменения означают уход от нынешней формы российской власти — президентской республики. Президент, по словам Путина, сохранит возможность отправлять премьера в отставку. В то же время новые изменения выглядят так, что они радикально ослабят полномочия любого наследника Путина на президентском посту, отдавая часть власти правительству, парламенту и, возможно, другим учреждениям.
Любые изменения, однако, должны утверждаться общенародным референдумом, добавил Путин».
Другая ведущая газета Британии, «Гардиан», отмечает, что «предложенные Путиным изменения в конституцию ограничат власть его сменщика на президентском посту, а не его самого». С точки зрения газеты, изложенной в статье "Путин призывает в изменениям в конституции", «изменения могут показывать, что Путин хочет после 2024 года занять пост премьера — но с расширенными полномочиями, а может быть, и какой-то другой правительственный пост».
Американская «Вашингтон пост» высказывается менее критически, хотя и рассматривает путинские предложения под тем же углом — как попытку Президента Российской Федерации сохранить часть политического влияния и после своего ухода от власти в 2024 году. Вот что пишет Изабель Хуршудян в статье под заголовком «Путин предлагает усилить парламент, сохраняя при этом свою власть нетронутой»:
"Путинские предложения дать конституционный статус Госсовету — совещательному органу при президенте, а также придать больше власти парламенту, в том числе наделив его полномочиями утверждать нового премьера, — все это может быть дорожкой к тому, чтобы он смог сохранить значительное влияние в политике даже после того, как его президентский срок формально закончится. Влияние может быть сохранено через один из этих органов", — пишет «Вашингтон пост», добавив, что еще одним конституционным изменением может стать путинское предложение запретить правительственным чиновникам иметь гражданство любой другой страны.
Далее ведущее столичное американское издание намекает, почему и зачем понадобились президенту конституционные изменения, а также представленный в речи пакет мер помощи бедным учителям и семьям с детьми:
«Рейтинги Путина остаются высокими — по декабрьскому опросу Левада-Центра, они составляют 68 процентов, — но и они, хоть и очень медленно, шли вниз в последнее время. У России замедлился экономический рост, а путинские решения последних лет по подъему пенсионного возраста и росту налога НДС оказались непопулярными».
Французское издание «Фигаро» обращает внимание на то, что конституционные предложения Путина впервые обязывают президента страны принимать (хоть и по одному лишь вопросу о премьере) мнение парламента и исполнять его, даже если решение парламентариев будет противоречить президентской воле:
«Главная из мер, анонсированных Путиным, состоит в том, чтобы усилить роль парламента в формировании правительства, давая именно парламенту главную роль в избрании премьера. После избрания премьера парламентом, президент будет обязан назначить этого выбранного Федеральным Собранием человека на премьерский пост. Сейчас Дума всего лишь утверждает человека, перед тем выбранного в качестве премьер-министра главой государства — президентом», — пишет «Фигаро» в статье «Путин предлагает референдум по целой серии конституционных реформ».
«Фигаро», как и «Вашингтон пост», обращает внимание на экономические проблемы России, которые, с ее точки зрения, и заставили Путина большую часть своего выступления уделить поддержке семьи и многодетности:
«Судьба России и ее исторические перспективы зависят от того, сколько нас будет в будущем», — заявил Путин, призывая выбираться из демографической ловушки. Президент, в частности, пообещал продлить программу финансовой помощи родителям при рождении первого ребенка. Он также сообщил о новых пособиях для детей от трех до семи лет в семьях, имеющих финансовые трудности, и о бесплатном питании для учеников младших классов», — сообщает «Фигаро».
Испанская «Эль Мундо» в своей обзорной статье о 20-ти годах пребывания Путина у власти в России, тем не менее, отмечает: «Вопрос о том, когда Путин отойдет от власти в России, так и остается без четкого ответа». С испанскими коллегами соглашаются в редакционном комментарии и журналисты французской «Ле Монд»: «Заявления Путина о конституционных изменениях будут и впредь подпитывать вопросы о его будущем после окончания нынешнего президентского срока».
Но есть и другие мнения. Скажем, «Вашингтон пост» подчеркивает: предложение Путина ограничить пребывание одного лица в президентском кресле двумя сроками «показывает, что через двадцать лет после того, как он впервые стал президентом, он не будет выходить на выборы третий раз подряд».
Что же касается менее качественной, развлекательной части прессы, то тут авторы, похоже, решили не стеснять свою фантазию.
"Путин может попытаться сохранить власть, как в 2008 году",- встревоженно сообщает веселая немецкая «Бильд-цайтунг» и объясняет свои соображения так: «Тогда он стал премьер-министром после двух президентских сроков. Президентское кресло занял слабый Дмитрий Медведев, а Путин продолжал управлять страной из кресла премьер-министра. Замыслы, о которых он объявил, как раз этому соответствуют. Ведь если парламент станет решать, кому быть премьер-министром, Путину будет проще занять этот пост, поскольку российский парламент контролирует его партия. Но его население недовольно. Бедность велика. Особенно тяжело приходится семьям. Многие хотят перемен, а в 2021 году в России пройдут парламентские выборы».
Похожей версии событий придерживается и австрийская «Курир» в статье «Путину скоро придется покинуть престол, но у него уже есть идея, как остаться у власти»: «Экономика России слабеет, население недовольно. А Путин в своем обращении к нации сыплет обещаниями как из рога изобилия — так он хочет обеспечить свое будущее. Российский президент дал намек о том, над чем ломает голову вся страна: кто станет следующим президентом в 2024 году, когда истечет срок его полномочий. Кажется, возможна новая смена ролей: Путин может вернуться премьер-министром, как это уже было в период 2008-2012. Вот почему он хочет значительно усилить позиции парламента».
Тех же позиций придерживается и канадская «Глоб энд мейл» в статье «Путина обвиняют, что он хочет стать пожизненным лидером России благодаря конституционным изменениям». Не отстает и лондонская «Таймс» с заголовком «Предложенные Путиным изменения могут продлить его и так долгое правление».